Ф.Х.Арсланова  
Языческие символы в  одежде женщины первой половины XI века
 (по материалам курганов у с.Избрижье) // Проблемы изучения эпохи первобытности и раннего средневековья лесной зоны Восточной Европы. - Иваново, 1994. - Вып. I. - С.72-80.
История древнерусской деревня в Верхневолжье - одна из   многих проблем, изучаемых коллективом археологов под руководством Д.А.Крайнова. В результате многолетних работ Верхневолжской экспедиции на территории Тверской области получены интересные материалы по данной теме. В связи с этим представляют интерес и новые сведения, полученные в последние годы в ходе изучения средневековых сельских курганов у с.Избрижье.
Известно, что язычество достаточно устойчиво сохранялось в обрядах древнерусского сельского населения Тверского Поволжья. Особенно четко эти традиции прослеживаются в  женской одежде. В ряде своих работ Б.А.Рыбаков показал, что народная одежда    отражала "весь макрокосм" (1). Именно с этих позиций в данной статье рассматриваются сохранившиеся украшения из разрушенного захоронения женщины у с.Избрижье.
В 1992 г. во время учебной археологической практики   студентов исторического факультета Тверского госуниверситета был изучен курган 88 Избрижского могильника, восточная половина которого была уничтожена самовольными раскопками местными жителей еще в 1959 г. Диаметр кургана 18 м, средняя высота 2,62 м. Насыпь сооружена из речного пеока и гумусированного иссиня-черного культурного слоя дьяковского селища, расположенного здесь же. От скелата сохранились череп,  кости левой руки и позвонки. По сохранившимся в непотревоженном виде   этим остаткам скелета можно установить, что захоронение было произведено на специально выжженной площадке. Умершая была положена головой на З. На костях и под ними обнаружены остатки сосновых досок шириной  до 10 и толщиной до 3 см от деревянного гроба, сохранившаяся длина которого составляла 60 см, а ширина в изголовье - 35 см. Среди женских украшений одежды особое внимание привлекает впервые найденная в    Избрижье гривна "радимичского типа" и набор бус из стекла  (326 экз.) и камня (1062 экз.). В целом шейное и нагрудное украшение   состояло из семи низок, Шейное ожерелье было ооставлено из трех частей, каждая из которых отличалась количеством бус. Все три низки были    связаны вместе и на каждый конец общего ожерелья было надето уплощенно-выпуклое кольцо с отверстием в центре, низки располагались ярусно одна над другой. Композиционно каждая из них имеет отличие по составу бус и их цветовой гамме (рис.1).
Первая (верхняя) нить составлена из 25 бус. В середине её образован своообразный круг из шести золоченых бус (рис.1:2,3) и   одной восьмигранной призматичиской из сердолика; от этого круга в противо-положные стороны протянуты нити из восьми золочёных бус (рис.1:1) одной сердоликовой призматической формы (рис.1:4).
Вторая низка состояла из 27 бус. В средней её части шесть золоченых - четыре цилиндрические и две бочонковидные - образуют круг, к которому в виде подвески нанизана призматическая бусина из сердолика. От этого круга в противоположные стороны отходят как бы два луча, каждый из которых составлен из девяти золоченых, семь из них цилиндрические, две боченковидные (меньшие по размерам), и одной   сердоликовой восьмигранной призматической бусины. На правой части нити  нанизана одна ярко-голубая ребристая кашинная бусина (рис.1:6).
Наиболее длинная - третья нить (из 40 бус) - завершает ритуальное ожерелье. Круг в середине нити составлен (в отличие от двух первых нитей) из восьми золочёных бус, две из них бочонковидной   формы, остальные - цилиндрические, и одной крупной хрустальной    14-гранной кубовидной со срезанными углами (рис.1:9). Справа и слева к центральному кругу примыкают ещё по одному кругу из восьми золочёных цилиндрических и бочонковидных бусин, в нижней части которых   прикреплено также по одной цилиндрической бусине из глухого стекла печеночно-красного цвета (рис.1:8). Эти круги отделены от центрального одной цилиндрической золочёной бусиной. От внешних кругов отходят нити, включающие в себя по четыре золочёных и одной сердоликовой призматической бусине.
Особое отношение к украшению шеи и нагрудной части одежды древнерусской женщины высказал Б.А.Рыбаков, отмечая, что "эти украшения были необходимым дополнением к заклинательной орнаментике головного убора и всей одежды в целом" (2).  По всей вероятности и описанное ожерелье из бус должно быть также сакральным. Магическое назначение ожерелий из разных бус было общим для язычников разных этносов.   В избрижском ритуальном.ожерелье четко прослеживается  горизонтальное трехярусное размещение своеобразного геометрического орнамента. И в связи с этим следует отметить, что в русской народной тверской  вы-шивке трехъярусные композиции были традиционны и являются, по мнению специалистов, локальной особенностью (3). Этот сравнительный анализ ва-жен потому, что "именно по народному искусству и можно судить о со-хранении элементов древней семантической системы в средневековом искусстве" (4).  Судя по всему, при составлении ожерелья из импортных бус принимались во внимание их цвет, форма, традиционная символика "священных" чисел: 3,5,7,9 и т.д. - три нити, круги из семи и девяти золотостеклянных и красных сердоликовых бус. Последние могут быть соотнесены с солярными знаками. Их пять: по одному на двух верхних  нитях и три на нижней. Учитывался также, очевидно, и  "чудодейственный" смысл золотистого (желтого) и красного цветов, символизировавших жизненную силу, солнце, огонь; белого цвета - чистоты; синего - цвета неба, воды. Именно эта цветовая гамма преобладала в  избрижском обрядовом украшении. Привлекает внимание идентичность подборки цветов в специальной тверской вышевке, исполненной по  "сетке".  Отверстия, образованные при этом, подобно бусам, имеют цилиндрическую и округлую форму. Разноцветные "нити продольных и поперечных  столбиков плотно переплетаются" (5), именно поэтому создается горизонтальный ряд ажурного орнамента, состоящий из геометрических фигур - круга, ромба и четырехугольника, расположенного, как правило, в  верхнем ярусе, на концах обрядовых полотенец (6). Особенно важно, что как в в избрижских низках бус, многоцветье нитей красного, желтого и  коричневого (или печеночного в бусах) или желтого, красного и  синего цветов преобладает в народных вышивках Тверского края (7). В связи с этим  интересно мнение Л.Э.Калмыковой о том, что тверская  народная вышивка "донесла орнаментальные мотивы глубокой древности,  которые отразили истоки, сложного содержания символических узоров" (8).  Как  было отмечено, на концах низок бус были уплощенно-выпуклые свинцовые кольца (рис.1:5). Они обнаружены у затылочной кости черепа. Эти кольца близки по форме грузикам, найденным в Новгороде (9). Видимо, некоторые так называемые грузики могли быть специальным элементом крепления бусинных наборов, исследователи указывают на наличие остатков кожаных ремешков, завязанных узлом на этих свинцовых кольцах (10). Вполне возможно что довольно тяжелые нити ожерелий крепились в овально-уплощенных свинцовых кольцах при помощи узких кожаных ремешков. Включение разнообразных бус в рассмотренные низки     соответствует мнению исследователей, подчеркивающих, что они составлялись на месте "людьми, приобретавшими украшения по своим возможностям и  вкусам" (11). Датировка, место и технология производства бус хорошо изучены (12). Стеклянные золоченые (с прокладкой из золотой фольги) цилиндрические и боченковидные бусы изготовлены в середине Х-ХI вв. путем навивки трубочки с последующим разрезанием ножом или щипцами в Византии. К ним  можно отнести и две печеночно-красного цвета бусины, изготовленные из непрозрачного стекла путем навивки (13). Кашинная ребристая круглая бусина, покрытая голубой глазурью, по мнению Ю.Л.Щаповой, изготовлена на ближнем Востоке в конце Х в. (до 1027 г.) (14). Сирийского происхождения круглая желтая бусина из глухого    стекла изготовлена также из трубочки, разрезанной ножом, с дополнительной формовкой. Она синхронна вышеописанной самоглазурующейся фаянсовой бусине.
Таким образом, время изготовления перечисленных стеклянных бус определяется концом Х - началом XI вв. Сердоликовые призматические восьмигранные бусы из Средней Азии (15) были распространены в Древней Руси о Х по XI вв. Хрустальная 14-гранная бусина использовалась на Руси с IX до ХII в. (16)
Кроме шейного ожерелья нагрудную часть одежды украшали еще две пары низок, возможно, составленные на месте их производства в Сирии. Одна пара составлена из 242  экз. простейших типов рубленого бисера, изготовленного из глухого стекла, из тянутых трубочек. Группа   бус имеет цилиндрическую форму с острыми режущими (рис.1:13,14) и округлыми (в результате оплавления) краями (рис.1:12). Преобладает бисер синего, голубого и серого цвета, гораздо меньше черного.   Этот тип бисера изготовлен в конце Х - начале XI вв. (до 1027 г.). В наборе был мелкий округлый бисер из тянутых трубочек,  расчлененных щипцами на округлые дольки (17). В этой низке имеются две, лимонообразные двухчастные пронизки (рис.1:11), украшенные серебряной фольгой. Они датируются Х - началом XI вв.
Вторая пара состоит из 1053 бус, изготовленых из     трубочки  (рис.1:15). Состав сырья из-за плохой сохранности трудно поддается определению; им могла быть известь или черным камень гагат, место производства бус - Сирия, дата изготовления - конец Х-начало XI вв. (до 1027 г.). Количество сохранившихся бус, безусловно, не соответствует первоначальному. При зачистке и выемке часть их  разрушилась. Концы каждой пары этих низок быль скреплены бронзовой бусиной (рис.1:10) из полой трубочки (путем продевания концов внутрь). Возможно, что таких трубочек у каждой пары было по две (вторая трубочка для других концов.).
Описанные ожерелья (при полном отсутствии древнерусских бус) составлены из привозных бус, из стран Ближнего Востока (Сирия   и Египет), Византии, Средней Азии. Приведенные аналогии   позволяют считать, что наборы из рассматриваемого кургана 88 Избрижского могильника были составлены в первой половине XI в., возможно, в   первой четверти XI в. И в этом плане представляют интерес наиболее близкие (по количеству и составу) ожерелья из импортных ближневосточных    и византийских бус, обнаруженные в расположенном рядом синхронном кургане 109. Учитывая магическое значение цвета у сельского древнерусского населения, можно с этих позиций отметить своеобразное расположение бус в составе ожерелий пр цветовой гамме. Верхняя часть представлена  золотисто-красным цветом с включением голубого и белого (схематизированный орнамент, образованный из этих бус символизировал солярные знаки - круги с расходящимися лучами). Средняя часть состояла из серо-сине-голубого, редко - черного и серебристого цветов, отражающих, по-видимому, идею земной сферы. Третья - нижняя  часть - включала только черные бусы, выражая символическое значение ночи, подземного мира. Трехярусное деление в прямом соответствии с древнерусской вышивкой и структурным делением макрокосма дает    основание предполагать, что композиционно наборы бус составлены с учетом космогонически-заклинательного образа, типичного для языческой ритуальной древнерусской одежды женщин.
Сохранившиеся украшения головного убора в вице типичных  для тверских кривичей височных браслетообразных проволочных колец с завязанными концами были изготовлены из серебра и бронзы.  С каждой стороны к  головному убору крепились по два бронзовых и одному серебряному височному кольцу (рис.2). Впервые найдена в Избрижье серебряная гривна "радимичского типа", её орнамент составлен из двух рядов треугольников, обращенных вершинами друг к другу, именуемых в литературе "волчий зуб". Концы гривны завершены стилизованными головками. Аналогичной формы гривны известны в материалах могильника Сарагожа и у д.Песочная Тверской области (21). Этот тип гривны среди  древнерусского населения был распространен в течении всего XI в.
Обязательной принадлежностью женских погребений в Тверском Поволжье является железный нож. В области левой плечевой кости рассматриваемого погребения лежал железный однолезвийный нож с деревянной рукоятью и бронзовым проволочным кольцом, свернутым в полтора оборота для крепления к одежде.
Таким образом, в ходе исследования разрушенного погребения удалось проследить некоторые языческие космологические черты в сакральной одежде женщины первой половины XI в. Эти черты символически выражены в форме височных колец, солярных знаков,составленных из разноцветных бус в традиционной трехъярусной системе, а также в форме и узоре серебряной гривны. Особенно важно, что подобные черты мировосприятия, выраженные в геометрических узорах с применением многоцветных стеклянных бус, сохранились в украшении русского женского костюма XVII-XIX вв. (22).

Литература
1. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // ДИ СССР. 1975. № 3. С.30.
2. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1988. С.533.
3. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли (вторая половина ХVIII - начало XX в.): Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Л.,1981. С.32.
4. Вагнер Г.К. 0 чертах космологизма в народном искусстве // Древняя Русь и славяне. М.,1978. С.324.
5. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка ... С.177.
6. Там же. С.64. Полотенце из Бежецка датируется второй половиной XIX в., а конец полотенца из Весьегонска - 1880 г.
7. Там же. С.79. Рис.76, 77; С.85. Рис.83 - на этом свадебном полотенце верхний ярус "сквозного шва - выреза" напоминает горизонтально расположенные разноцветные ожерелья; отверстия на нем, обшитые желтыми, красными, чеными, синими и белыми нитями, повторяют   форму бус, как и в славянских низках бус.      
8. Там же. С.5.
9. Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода. М.,1981. С.157.
10. Там же. С.158. 
11. Щапова Ю.Л. О происхождении некоторых типов позднеантичных бус / В кн.:Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья // САИ,1978. вып.Г-12. С.51.
12. Пользуясь случаем, выражаю свою глубокую признательность профессору МГУ Ю.Л.Щаповой за определение технологии, места и  времени производства бус.   
13. Щапова Ю.Л. О происхождении некоторых типов древнерусских  бус // СА. 1962. № 2. С.96.
14. По мнению Ю.М.Лесмана, они были изготовлены в Средней Азии.
15. Фехнер М.В. К вопросу об экономических связях древнерусской деревни // Тр.ГИМ. 1959. Вып. 33. С.152.
16. Там же. С.156.
17. Львова З.А. Типологизация по технологическому основанию стеклянных бус Варнинского могильника как основа их относительной и абсолютной датировки // АСГЭ. 1983. № 24. С. 99. Табл. III. Рис. 13-23.
18. Щапова Ю.Л. Стеклянные бусы древнего Новгорода // МИА. 1956. № 55. С. 173-174.
19. Арсланова Ф.Х. Женские погребения с лепной посудой у с. Избрижье // Археологические памятники Верхнего Поволжья в эпоху железа и средневековья. Тверь (в печати). (прим. Ю.Степановой - статья Ф.Х. Арслановой "Погребения с лепной керамикой из Избрижья" была опубликована в сборнике "Археологические памятники на Верхней Волге" (Тверь, 1993))
20. Исланова И.В. Население бассейна Сарагожи в раннем средневековье // Археология Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1991. С. 110.
21. Фехнер М.В. Шейные гривны // Тр. ГИМ, 1967. Вып. 43. С.64. Рис. 10:2,3.
22. Моисеенко Е.Ю., Фалеева В.А. Бисер и стеклярус в России XVIII-начало XX века. Л., 1990. С. 149 и далее. Рис. 3-5, 40-43, 45.

Рисунки


Рис. 1. Ожерелье из кургана 88 у с. Избрижье: 1-3, 6-8, 11-14 - стекло; 4 - сердолик; 5 - свинец; 9 - горный хрусталь; 10 - бронза; 15 - гагат.

Рис. 2. Реконструкция женской одежды из кургана 88 у с. Избрижье.
г Юлия Степанова, 2005


Используются технологии uCoz