Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э. // КСИА- Вып.107. -М., 1966.- С.127-134.
(1)
Ткани — не частая находка археологов. В силу органического происхождения волокна ткани особенно подвержены разрушению, и те немногие образцы, которые извлечены при археологических раскопках, представляют собой ценный источник, позволяющий воспроизвести картину ткачества, одного из древнейших и распространенных ремесел (2).
Текстильные находки из раскопок Кошибеевского, Кузминского, Армиевского, Курманского, Крюково-Кужновского, Томниковокого, Лядинского, Подболотьевского, Максимовского, Муранского и других могильников I—начала II тыс. н. э. (3) позволяют осветить вопросы, связанные с ткачеством у финно-угров. Хотя материал охватывает весьма широкие хронологические рамки, нужно принять во внимание, что для ткачества в условиях домашнего производства характерно сохранение глубоких традиций, переходящих из поколения в поколение.
В основу изучения текстильных находок был положен принцип технологического анализа сырья, структуры, характера пряжи, обработки поверхности; в тканях определялось переплетение (порядок чередования нитей основы и нитей утка), раппорт переплетения (в отношении количества нитей), плотность (количество нитей в основе и в утке на 1 кв. см ткани), направление крутки нити.
Результаты анализа 250 образцов текстиля показали, что в I — начале II тыс. н. э. изготовлялись разнообразные шерстяные, льняные и конопляные ткани, плетеные и тканые тесьмы-пояса, шнурки и веревки, а также ткани из шелка.
Ткани шерстяные. Ткани из шерстяной пряжи составляют боль-шинство; они делятся на две группы: ткани полотняного переплетения и ткани саржевого переплетения. Остановимся на рассмотрении каждого типа.
Ткани полотняного переплетения. Полотняное переплетение характеризуется чередованием нитей основы и нитей утка в таком порядке, когда они через одну покрывают друг друга. В создании раппорта участвуют две нити. Поверхность ткани в таком переплетении имеет   характер   шашечного рисунка, но он может быть изменен в зависимости от степени и направления кручения пряжи и от количества нитей на 1 кв. см ткани по основе и утку (здесь главное в разнице числа нитей). Материал дает возможность выделить следующие варианты.
Ткани простейшего полотняного переплетения с шашечным рисунком на поверхности (рис. 51, /). Эти ткани представлены 56 образцами. Основа и уток в данных тканях состоят из пряжи, скрученной в одном направлении — справа налево. Ткани различаются по толщине и окраске. В полотняном простейшем переплетении изготавливались как тончайшие и плотные ткани (например, 17Х14 нитей на 1 кв. см), так и грубые ткави (с плотностью 5Х4 нити на 1 кв. см). Ткани подвергались окраске либо после тканья, либо ткались из крашеных нитей. Иногда нити имели разный цвет, готовая ткань в таких случаях выглядела пестрой (образец из Томниковского могильника), напоминая известные в народном ткачестве XIX—XX вв. пестряди. Среди исследованных нами образцов встречены ткани с набивным рисунком. Так, ткань Крюково-Кужновского могильника из погребения № 184 имеет узор в виде косых полос, нанесенных темной краской по светло-коричневому тону. В Кошибеевском могильнике ткань подобного переплетения имеет набивной узор, сохранившийся на ткани в виде черной полосы (4). Это наиболее ранние из известных набивных тканей.
В простейшем полотняном переплетении выполнена ткань из могильника у колхоза «Красный Восток» (VIII в.) со следами валки—единственный экземпляр ткани типа сукна финно-угорских могильников.
Для простейшего полотняного переплетения тканей удалось установить и ширину полотнища—33 см (образец ткани погребения № 300 Крюково-Кужновского могильника имеет две продольные кромки).
Ткани полотняного переплетения усложненного вида. Структура ткани данной группы отличается от обычных с шашечной поверхностью тканей полотняного переплетения: здесь в одних случаях нити утка очень плотно прибиты одна к другой, что возможно за счет раз-реженности нитей основы. При данном построении ткани нити основы полностью закрываются уточными, ткань напоминает ковровую, изготовленную в так называемой паласной технике (рис. 51, 2). В других случаях в ткани закрыт уток и на поверхности оказываются лишь основные плотно навитые на навой нити. У таких тканей поверхность приобретает зернистую фактуру, усиливающуюся в случае круто спряденных нитей. В данной группе тка-ней нити утка (или основы) превосходят нити основы (или утка) вдвое-втрое по количеству на 1 кв. см ткани. Подсчет соотношения нитей утка и нитей основы на 1 кв. см в тканях полотняного переплетения дает интересные результаты. Так, в Крюково-Кужновском могильнике ткани полотняного переплетения имеют следующие соотношения: из 25 образцов 9 тканей имеют отношения VI, 12 образцов — '/2, 3 образца — '/з, 1 образец — '/5. В данном комплексе тканей варианта с разреженной основой или утком — 16, обычного полотняного переплетения—9. Подобное соотношение нитей утка и основы в тканях полотняного переплетения зафиксировано во всех изученных нами могильниках за исключением Муранского XIV в.
Ткани полотняного переплетения «рогожка». Ткани этого варианта были найдены только в одном Крюково-Кужновском могильнике (пять образцов). В данных тканях две нити основы поочередно перекрываются двумя нитями утка, на поверхности образуется своеобразный рисунок в виде плетенки (рис. 51,3).
Такие ткани известны также в славянских курганах и в Новгороде. Учи-тывая технику изготовления, ткани из финно-угорских могильников мы относим к тканям местным. В этом отношении очень важна находка ткани из погребения № 206, где саржевое переплетение в елочку (техника финно-угорская) переходит в переплетение типа «рогожки».
Ткани «ажурные» (рис. 52, 2). Девять фрагментов тканей, выполненные в полотняном переплетении, имеют просветы в виде полос и клеток. Это так называемые ажурные ткани, неоднократно привлекавшие к себе при-стальное внимание исследователей, изучавших ткани из раскопок. В работах Л. С. Клейна, М. Н. Левинсон-Нечаевой, А. Нахлика опубликованы находки тканей с узорными просветами и высказаны предположения о способе их тканья. А. Нахлик в работе о тканях Новгорода дает исчерпывающий анализ изготовления подобных тканей. Вслед за М. Н. Левинсон-Нечаевой, он утверждает, что в этих тканях ажур образовался не в результате замысла ткача, а за счет распада холщовых нитей, участвовавших в организации узора. Первоначально ажурные ткани были сплошными. Эти утверждения были основаны на этнографических аналогиях XIX в. Неопровержимым доказательством этой гипотезы являются находки клетчатой «ажурной» ткани в Ефаевском могильнике Х—ХП вв. (рис. 52, /). Ткань этого могильника была найдена плотно прилегающей к войлоку; при отделении ткани на войлоке были замечены нити растительного волокна (конопли) как раз в том месте, где в ткани были просветы. Данная ткань первоначально имела сплошную поверхность с узором в виде клеток, который получился в результате чередования в определенном порядке шерстяных и конопляных нитей в основе и в утке. В дополнение к принятой реконструкции «ажурных» тканей мы считаем возможным обратить внимание на следующее обстоятельство. Любой краситель в какой-то мере разрушает пряжу. Наиболее губительна для нитей черная краска; на памятниках древнерусского шитья XII—XVII вв. почти не сохранились детали, шитые черными нитями. Более близким примером этого является ткань Кошибеевского могильника, где сохранились неокрашенные нити растительного волокна, а окрашенная шерстяная пряжа местами выпала вовсе (экземпляр выставлен в отделе экспозиции ГИМ). Итак, ткани с узорными просветами полотняного переплетения, найденные в финно-угорских могильниках, представляют собой образцы сплошного тканья, в которых вследствие длительного пребывания в земле выпали определенные нити, участвовавшие в узоре.
Все находки так называемых ажурных тканей приходятся на могильники, определяемые исследователями как мордовские: Крюково-Кужновский, Лядинский, Ефаевский, Муранский. Время их — вторая половина I — нача-ло II тыс. н. э. В славянских курганах Х—XIII вв. находки «ажурных» тканей — обычное явление. В Новгороде они датируются временем после XII в. Таким образом, какое-то время «ажурные» ткани существовали одновременно и у мордвы, и у славян. В силу ограниченного числа находок более широкие выводы пока невозможны, но обращает внимание на себя тот факт, что в двух могильниках—Крюково-Кужновском и Лядинском—находки
 «ажурных» тканей характеризуются более ранним временем, чем славянские. Это, во-первых, дает возможность утверждать, что «ажурные» ткани в мордовских могильниках появились самостоятельно и, во-вторых, наводит иа мысль о мордовском влиянии на возникновение этих тканей у славян. Последнее мы выдвигаем в качестве гипотезы.
Итак, мы рассмотрели ткани полотняного переплетения. Особое внимание мы обращаем на группу тканей с ковровой и зернистой поверхностью. Присутствие этих тканей во всех исследованных нами могильниках дает возможность считать их наиболее характерными для финно-угорских племен. Дальнейшая работа в направлении изучения соотношения нитей утка и нитей основы на 1 кв. см ткани в славянских и других тканях может дать интересные сравнительные результаты.
Ткани саржевого переплетения. В тканях саржевого переплетения перекрытие нитей основы и утка происходит со сдвигом, на поверхности ткани образуются полосы—«диагонали» (рис. 51, 4). Для финно-угорских тканей характерен раппорт переплетения 2/2, в создании раппорта участвуют четыре нити. Ткани саржевого переплетения составляют 43% всех тканевых образцов. Они разнообразны и отличаются друг от друга не только цветом и толщиной, но и вариациями ткацкого узора, У фннно-угров I—начала II тыс. н. э. для изготовления одежды употреблялись простые саржи с рисунком в виде параллельных диагоналей и так называемые «ломаные» саржи.
Простые саржи имеют характерную рубчатую поверхность, которая усилена в некоторых экземплярах особым подбором нитей в утке и основе (степень и направление крутки влияют на рисунок саржи). Густота нитей в основе и утке влияет на расположение диагоналей. Встречены экземпляры (Лядинский могильник), в которых рубчик идет почти вертикально. Интересны ткани, в которых основа и уток различны по цвету. На поверхности такой ткани выступают полосы одного из двух цветов. Особенный интерес представляет группа тканей саржевого переплетения 2/2 с нарушением в определенных местах ритма чередования нитей основы и утка — ломаная саржа с узором в виде «елочки» и ромбов (рис. 52, 3). В тканях мордвы, мещеры, муромы они встречены в количестве 30 экз., что составляет около 40% тканей с саржевым переплетением (или 16% от общего числа текстильных находок). Аналогичные ткани встречены на территории прибалтийской группы финно-угров — в курганах Залахтовья, приписываемых води, в юго-восточном Приладожье; известны подобные ткани и у собственно финнов. В списке тканей, опубликованных у М. Н. Левинсон-Нечаевой в работе «Ткачество» по материалам находок из славянских курганов,— подобных нет. В Новгороде из 461 экз. текстильных находок только пять тканей в "елочку" или— 1% всех находок, в Гданске—4% находок. На территории Волго-Окского бассейна эти ткани появились не позднее VIII в. Уже в Кур-манском могильнике и могильнике у колхоза «Красный Восток» найдены образцы шерстяной ткани в «елочку». Находки из Гданска, Бирки, Волина датируются IX—Х вв., Новгорода—Х в. Ткани данного типа четко впи-сываются в Гранины расселения финно-угорских племен как на территории Волго-Окского бассейна, так и в районах расселения Прибалтийских финно-угров. Интересно отметить, что в материалах из раскопок курганов в Чел-мужах (карелы) найден фрагмент ткани саржевого переплетения в «елочку». К группе ломаной саржи в «елочку» относятся ткани с рисунком в виде концентрических ромбов. Принцип создания ткацкого узора здесь тот же. Различие состоит в следующем: в тканях в «елочку» зигзагообразный рисунок занимает всю поверхность ткани, в ромбовидной сарже зигзаги распределены горизонтальными полосами: если в первой полосе зигзагообразная линия идет снизу вверх и слева направо, то во второй полосе — сверху вниз, соединяясь в зигзагообразные линии, образуют концентрические ромбы. Ромбовидные саржи найдены в Подболотьевcком могильнике VII—XI вв.
в Курманском могильнике VII—IX вв. Ткани различны по толщине, окраске, плотности (10 Х 9, 27 Х 20, 14 Х 8 нитей на 1 кв. см ткани). Ткани данной группы изготовлены из крученой в направлении справа налево шерстяной пряжи. По манере обработки пряжи и тканья они не выделяются из группы тканей, которые мы относим к местным. Такова группа тканей саржевого переплетения. Укладывается ли эта группа в какие-набудь определенные хронологические рамки? В начале I тыс. (Кошибеевский) эти ткани отсутствуют, но уже в Куаминском могильнике и Серповом (середина I тыс.) они зафиксированы. Далее, этот вид тканей прослеживается во всех могильниках до Ефаевского (поздняя дата — XII в.). В Муранском могильнике XIV в. эти ткани отсутствуют. Интересно, что для Новгорода характерна смена переплетения саржевого на полотняное во времени, которое совпадает со временем в наших могильниках (поздняя дата). А. Нахлик объясняет эту смену изменениями в технике тканья. Возможно, что это наблюдение можно распространить и на наш материал (мы имеем в виду отсутствие тканей саржевого переплетения в поздних могильниках — Муранском).
Итак, ткани саржевого переплетения были широко распространены у финно-угорских племен. Тип тканей «ломаная» саржа мы относим к числу этнических признаков, определяющих их финно-угорское происхождение.
Ткани из растительного волокна (льняные, конопляные). Среди тканей финно-угорских могильников льняные и конопляные ткани составляют незначительный процент.
Нам известно шесть фрагментов льняных (конопляных) тканей и два фрагмента полушерстяных тканей с конопляной основой. Эти образцы говорят о высоких навыках ткачества.
Так, ткань Кузминского могильника отличается гладкой поверхностью, тониной, плотностью (25 Х 10 нитей на 1 кв. см тканей). Нити ровные по толщине, выпрядены некруто. Ткань сохранила блеск, характерный для льняной пряжи. Подобные ткани типа холста встречены в Крюково-Кужновском могильнике (плотность 25 Х 15), в Муранском могильнике (плотность 20 Х 16, 16 Х 16, 16 Х 18 нитей на 1 кв. см ткани). Все встреченные образцы без следов окраски, с несколько сероватой поверхностью. В данной группе тканей большой интерес представляют два образца полушерстяной ткани из Кошибеевского могильника (рис. 52, 3). В структуру этой тка-ни входят грубые конопляные и шерстяные нити. Нити основы растительного волокна ссучены вдвое, не окрашены. В утке шерстяная нить также скручена, нити окрашены, в ткани — основные нити разрежены, уточные — пропущены часто и их ряды плотно прибиты один к другому; на поверхности этой ткани видны лишь уточные шерстяные нити в виде сплошного покрова (ткань выполнена в полотняном переплетении, плотность ткани 8 Х 30 нитей на 1 кв. см).
Подобные ткани известны среди этнографических памятников. Так, поневная ткань из дёр. Ущинки Земетчинского района Пензенской области (конец XIX—начало XX в.), хранящаяся в отделе тканей ГИМ, имеет точно такую же структуру в виде посконной основы и шерстяного утка, заполняющего поверхность ткани. Для Пензенской, Тамбовской областей— районов, входящих в круг нашего исследования, изготовление одноцветных (синих, красных) так называемых тяжелых понев представляет типичное явление и относится в этнографии к древним типам. Ткани Кошибеевского могильника являются замечательным примером сохранения древних традиций ткачества, передаваемых из поколения в поколение на протяжении тысячелетия. Такова группа тканей, в структуру которых входят растительные волокна — лен и конопля. Приемы обработки пряжи говорят о местном производстве, а высокое качество образцов, которое могло быть достигнуто при условии повседневного (обычного) изготовления этого типа тканей,—о распространении этих тканей у финно-угров I—начала II тыс. н. э.
Ткани шелковые. Шелковые ткани встречены дважды: первый образец — фрагмент одежды из шелка-сырца золотисто-желтоватого тона, швы прошиты темной крученой шелковой нитью, плотность ткани 34 Х 17 нитей на 1 кв. см, нити в виде пасм, ткань несколько разрежена (Крюково-Кужновский могильник VIII—XI вв., погребение 326) и второй образец— фрагмент шелковой тесьмы полотняного переплетения из Курманского могильника. Ширина тесьмы 1,5 см, плотность 44 Х 25 нитей на 1 кв. см ткани. Эти ткани следует отнести к привозным, восточного происхождения, что вполне закономерно в силу отсутствия местного сырья и техники изготовления отличной от местной (нити некрученые, большое количество на 1 кв. см ткани).
В число текстильных находок входит плетеная и тканая тесьма, шнурки, бахрома. Не останавливаясь подробно на рассмотрении этих типов находок, заметим, что большинство из них имеет прямые аналогии в народном ткачестве и плетении XIX—XX вв.
При обилии металлических украшений в костюме финно-угров можно было бы предположить отсутствие вышивки как элемента декора одежды. Но материалы Армиевского могильника дают образец вышивки в виде косых крестов по гладкому полю ткани. В Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения (рис. 52, б). В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета.
Эти находки свидетельствуют о более раннем происхождении вышивки, как украшения ткани, по сравнению с узорным ткачеством (закладная и браная техника). У финно-угров эта техника ткачества в отличие от славян появилась во второй половине II тыс. н. э. (Рыбкинский могильник), но не имела широкого распространения.
Технологический анализ тканей из могильников показал, что финно-уграм был известен вертикальный ткацкий стан. Три фрагмента тканей саржевого переплетения «в елочку» (местного происхождения) имеют кромку в рубчик (утолщение в форме полой трубочки), что является несомненным признаком изготовления на вертикальном ткацком стане (Подболотьевский могильник, Крюково-Кужновский могильник VII—IX вв.) (рис. 52, 4).
В результате технологического анализа оказалось возможным разделить ткани на ряд типов и вариантов. Разнообразие тканевых образцов характеризует степень овладения ткацким искусством у этих племен и определяет этническое своеобразие тканей из финно-угорских могильников.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА Л. В. ЕФИМОВОЙ
А. П. Смирнов отметил большое значение проделанной работы. Большое количество рассмотренных образцов позволило проследить эволюцию в технике изготовления. При рассмотрении тканей интерес представляет коллекция П. П. Иванова (в Маршанском музее) в силу того, что в могильных комплексах из раскопок имеется много образцов тканей. При дальнейшей работе следует выяснить пути проникновения шелка.
Н. В. Трубникова отметила, что при дальнейшей работе следует привлечь в качестве сравнительного материала находки из Прикамья.
В. Н. Белицер отметила большое значение проделанной работы. Важно наблюдение об усложнении типа ткацкого станка. Судя по данным этнографии, у мордвы и марийцев самые примитивные ткацкие станки имели горизонтальную основу. По-видимому, истоки горизонтального станка уходят в глубокую древность. Однако вертикальный станок сохранился до настоящего времени для плетения циновок. Автор правильно рассматривает ряд приемов как результат связей со славянами.
Н. В. Тухтина отметила, что при дальнейшей работе следует уточнить хронологические изменения.

(1) Доклад, прочитанный на заседании финно-угорской группы в ИА АН СССР 1965 г.
(2) А. Э. 3 а р и н ь. Одежда латгалов по материалам археологических раскопок по-следних лет. «Вопросы этнической истории народов Прибалтики», т. I. М., 1959; М.Н. Левинсон-Н е ч а е в а. Ткачество. Очерки по истории русской деревни Х— XIII вв. Труды ГИМ, вып. 33, 1959; А. Нахлик. Ткани Новгорода. МИА, № 123, 1963. Все эти исследования посвящены ткачеству IX—XIII вв. на территории Восточной Европы и интересны для нас как опыт исследования текстильных находок, а также как сравнительный материал.
(3) Территория Волго-Окского бассейна (мордва, мещера, мурома) и территория, свя-занная с расселением Прибалтийской группы финно-угров. Коллекции Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, Моршанского и Пензенского краевед-ческого музеев.
(4) М. Н. Ле в и нс он-Нечаева. Указ. соч., образец 79, стр. 18.
 
Рис. 51. Схемы переплетений в финно-угорских тканях
1 - полотняное простейшее переплетение; 2 - полотняное переплетение усложненного вида; 3 - полотняное переплетение "рогожка"; 4 - саржевое переплетение
Рис. 52. Текстильные находки из финно-угорских могильников
1 - "ажурная ткань" (Ефаевский могильник) - следу растительного волокна на войлоке; 2 - "ажурная" ткань (Мурановский могильник); 3 - ромбовидная саржа (Подболотьевский могильник); 4 - саржевая ткань с кромкой в рубчик (Подболотьевский могильник); 5 - полушерстяная ткань с посконной основой (Кошибеевский могильник); 6 - образец вышивки (Курманский могильник)
Текстильные находки из финно-угорский могильников I - начала II тыс.

назад
на главную
 
 

Используются технологии uCoz