Древнерусский мужской погребальный костюм
по материалам Верхневолжья



 


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

По сравнению с женским костюмом, мужской характеризуется меньшим количеством и разнообразием застежек и украшений. В то же время, анализ расположения вещей в погребениях показал, что орудия труда: ножи, кресала, огнива, точильные бруски, железные стержни, остатки тканых и кожаных кошельков и т.д. также могли входить в состав костюма - например, привешиваться к поясу. Включение в состав погребального костюма орудий труда и предметов быта составляет одну из наиболее заметных особенностей мужского костюма, не только расширяя возможности его реконструкции, но и позволяя изучить социально-возрастной аспект назначения мужского костюма. 

Наиболее распространенными среди элементов мужского костюма являются детали пояса, среди которых наиболее часто встречаемыми являются ножи. Поясные пряжки встречены в 48%, поясные кольца - в 29% погребений. Остальные детали костюма встречаются значительно реже. Фибулы, браслеты и перстни зафиксированы лишь в 11% мужских погребений с остатками костюма. Различные нашивные украшения, привески, серьги, оселки и кремни, кресала, железные стержни с кольцом  встречаются еще реже. В мужских погребениях зафиксированы также металлические кольца, ножи, оселки и кремни в области голеней погребенных. Подобное положение этих вещей выявлено в 10,8% мужских погребений. 
Остатки одежды и обуви, представленные тканью, кожей, мехом, войлоком, найденные в мужских погребениях, немногочисленны: в 13 случаях зафиксированы остатки поясов (9 - тканых, 4 - кожаных), и с такой же частотой  - фрагменты кожаных и тканых кошельков. В 4-х погребениях сохранились остатки текстиля от рубах, верхней одежды из овчины и кожаной обуви. Остатки овчины и их расположение в погребениях позволяют говорить, что верхняя одежда была надета мехом вовнутрь. На одном из фрагментов, найденных в Плешково-2, сохранилась нашивная петля из кожаной тесемки. Остатки кожаной обуви очень фрагментарны и не позволяют сделать ее полную реконструкцию. 
Лишь в одном погребении Березовецкого могильника зафиксирован фрагмент войлочного головного убора, возможно, в форме колпака, подобный изображенным на древнерусских миниатюрах. 
Расположение застежек, украшений, предметов быта, орудий труда и других  разнообразных деталей, входивших в состав мужского погребального костюма  фиксирует несохранившиеся части одежды и позволяет сделать предположение о ее составе и покрое. 

Поясной набор
Наиболее распространенным элементом мужского погребального  костюма является пояс. В целом наличие пояса зафиксировано в 80% погребений с остатками костюма, предметы поясной гарнитуры - в 60 % мужских погребений с деталями костюма.  Поясные кольца, вероятно, служили для распределения ремней и подвешивания предметов. Пояс включал в себя и наременные украшения - орнаментированные нашивные бляшки. В погребении 26 Березовецкого могильника найден поясной набор, включающий 4 одинаковые наременные бляшки, деталь наременного наконечника, поясную пряжку; на поясе были подвешены нож и кошелек с монетами (рис.1). В целом  пояса с разнообразными наременными украшениями  в верхневолжских погребениях довольно редки. 
В тех случаях, где отсутствуют предметы поясной гарнитуры,  наличие пояса фиксируют ножи, железные стержни с кольцами, кошельки с монетами, весами, кресала, оселки, находящиеся в поясной зоне погребений. Материалы верхневолжских погребений отчетливо демонстрируют утилитарную функцию пояса в средневековье. Пояс - это своеобразный карман; к нему подвешиваются разнообразные мелкие вещи: чаще всего это универсальный инструмент - нож, а также предметы для высекания огня (кресало, кремень), и оружие. Прикреплявшиеся к поясу предметы найдены в  65% мужских погребений с остатками костюма.
Обязательное ношение пояса для мужчин подтверждается  письменными  источниками, его особое значение прослеживается в русских народных обрядах и ритуалах. Орудия труда, входящие в состав костюма, свидетельствуют о том, что костюм был призван отражать статус мужчины как основного производителя материальных благ и охранителя родовых границ — воина, охотника, ремесленника. Пояс являлся неотъемлимым элементом костюма взрослого мужчины у многих народов. С ним связаны представления о силе и одновременно защите от вредного влияния. Пояс имел обрядовое значение, принимая участие, прежде всего, в "обрядах перехода" (свадьба, похороны). 

Характеристика мужской одежды и обуви
О деталях покроя и конструкции, видах мужской одежды свидетельствуют находки застежек (фибулы и пуговицы), а также органических остатков (текстиля, кожи и меха). Фибулы встречены, в среднем, в 11% погребений. Их редкие находки, вероятно, свидетельствуют о том, что эти предметы имели особую ценность. 
Сложным является вопрос о покрое и способах ношения одежды, застегивающейся фибулами. В верхневолжских м-гильниках  встречены варианты расположения фибул как в области  плеча, так и в области пояса. В первом случае возможна реконструкция накидки (плаща), застегивавшегося фибулой (рис. 2), или ворота рубахи; в последнем - вероятна реконструкция накидки, застегивающейся сбоку на поясе и  закрывающей одно плечо (рис.3).
вместе с фибулами в ряде случаев найдены остатки ткани саржевого переплетения, грубой и плотной, которая вполне подходила для изготовления верхней одежды. Ткань, найденная вместе с фибулами в погребениях 37 и 107(1) из Избрижья (рис. 2), имела синий цвет. 
Наряду с фибулами, о характере покроя мужской одежды свидетельствуют находки пуговиц. Всего в Верхневолжье зафиксировано 6 мужских погребений с металлическими (бронзовыми и биллоновыми) пуговицами в зоне шеи и груди. Встречено по 1-й пуговице на уровне шейных позвонков, и в одном погребении Березовецкого могильника - 4 бронзовые пуговицы, очевидно, располагавшиеся вертикально, на шее и груди. Все это позволяет "увидеть"  рубаху глухого покроя с небольшим разрезом горловины, который мог оформляться воротником-стойкой или узкой полосой ткани или оставался без воротника. Таким образом, можно высказать предположение, что со второй половины XI в. происходит процесс формирования традиционной для русского народного костюма рубахи с разрезом по горловине, возможно, "косоворотки".
К сожалению, отсутствуют материалы, дающие возможность точно восстановить длину мужской одежды. Здесь можно опираться лишь на данные изобразительных источников. Одежда длиной до колен была характерна для рядового населения, воинов, в отличие от долгополой одежды знати, ориентировавшейся на византийские образцы. Короткая рубаха ремесленников и воинов часто сочетается с высокой обувью.
Находки обуви в погребениях очень редки (в Верхневолжье - 4 фрагмента) и не позволяют сделать полную реконструкцию. В то же время, некоторые данные  косвенно свидетельствуют о возможных типах обуви, носившихся сельским населением Верхневолжья X-XIII вв. В ряде мужских погребений в зоне колен найдены металлические кольца, по форме аналогичные поясным. В этих случаях, на наш взгляд, возможна реконструкция высокой обуви - сапог с мягкими голенищами, стягивавшимися у колен ремнями с кольцами. Такой тип обуви был распространен у балтов. Известны сапоги с широкими голенищами и по археологическим материалам древнерусских городов  Возможен и другой вариант реконструкции - короткая обувь и обмотки (онучи) вокруг голени, завязывавшиеся под коленом (рис.4). О наличии высокой обуви свидетельствует еще одна особенность ряда мужских погребений - расположение ножей в области голени. Традиция ношения "засапожных" ножей хорошо известна по этнографическим данным.

г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz