Степанова Ю.В. Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья // Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы IX Международного научного семинара. Омск-Нальчик, Омск. ун-т, 2001.-С.236-239.
Реконструкция покроя древнерусской одежды является сложным вопросом, т.к. целые образцы одежды не дошли до нас. Реконструкция костюма напрямую зависит от характера описания погребений, указаний на отдельные нюансы расположения предметов, графической фиксации раскопок, особенно при изучении способов ношения отдельных вещей и покроя древнерусской одежды. Материалы полевой документации раскопок погребальных памятников Верхневолжья содержат достаточно подробные описания и изображения погребений и дают широкие информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма древнерусского населения. В расположении отдельных предметов в погребениях выявляются закономерности, которые, вероятно, можно связывать с  определенными видами одежды и элементами их кроя. Сопоставление с данными изобразительных источников и образцами этнографического костюма дает возможность уточнить особенности конструкции древнерусского костюма. Наибольшие возможности для реконструкции древнерусского костюма Верхневолжья дают материалы женских погребений, включающие большое количество привесок, бус, пуговиц и других застежек и украшений. Их распределение по зонам в погребении  - верхней (зона шеи, плеч), пояса и рукавов - в определенной степени отражает конструкцию женского погребального костюма.
Верхняя часть погребений (зона шеи, плеч)
Во всех могильниках выделяется группа погребений с малым количеством бус - 1-5 шт.  Бусы располагаются, как правило, под нижней челюстью, на уровне 2-3 шейных позвонков, вертикально, по центру или с левой стороны. Бусы в количестве от 2 до 5 обычно одного типа, чаще всего сердоликовые или металлические. В таком положении зафиксированы также золотостеклянные, стеклянные разноцветные, глиняные бусы, а также привески-бубенчики и пуговицы. Есть также погребения с большим количеством бус, в которых бусины, лежащие в районе нижней челюсти и шейных позвонков, отделяются по своему расположению от остальных бус и отличаются от них размерами, материалом, цветом. Вместе с бусами в отдельных погребениях найдены остатки ткани. Эти наблюдения позволяют предположить, что рассматриваемые бусы использовались в качестве пуговиц и нашивались на ворот одежды. Вертикальное расположение этих бусин, бубенчиков и пуговиц, на наш взгляд, соответствует небольшому разрезу по горловине, в центре или слева. Разрез мог оформляться воротником-стойкой или узкой полосой ткани или оставался без воротника. По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распространилась косоворотка. В то же время, воротники с асимметричной застежкой реконструируются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя 2 половины XI-начала XII вв. Подобное оформление выреза горловины наблюдается по материалам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. Возможно, конструкции женских и мужских рубах в  то время не имели больших различий. Это косвенно подтверждает и тот факт, что зафиксирована русская женская "смертная" одежда XIX- начала ХХ вв., имевшая древний туникообразный крой, характерный, прежде всего, для мужских русских рубах. Распределение подобных комплексов в верхневолжских памятниках имеет хронологические особенности.  В целом такое явление прослежено  лишь в 3% погребений, датирующихся временем до сер.XI в. Среди погребений, имеющих хро-нологию сер.XI-нач.XII в., их количество возрастает до 31%.
В остальных случаях, где подобной закономерности в расположении пуговиц не наблюдается, можно предположить наличие широкого выреза горловины, не требовавшего разреза и застежки, но не исключая и уже описанного с разрезом. Все рассмотренные варианты являются элементами одежды глухого покроя. 
Таким образом, число реконструкций рубахи с асимметричным (или по центру) разрезом по горловине, воротником с застежкой на 1-5 пуговиц, по материалам погребений Верхневолжья, возрастает к кон.XI-нач.XII в. Можно высказать предположение, что в это время происходило формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе и рубахи-"косоворотки".
Зона рукавов.
В женских погребениях Верхневолжья зафиксированы случаи украшения браслетами обеих рук (11% погребений). Интересно отметить, что, встречаются однотипные, "парные" браслеты (например, по 2 бронзовых дротовых). Обращает на себя внимание их небольшой диаметр (5-7см). Таким образом, они при надевании слегка разгибались и достаточно плотно прилегали к руке. В ряде случаев  с их внутренней стороны найдены остатки текстиля от рукавов. Приведенные факты дают возможность предположить, что в таких случаях браслеты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Рубаха с длинными рукавами, закрывающими кисть руки, просуществовала до начала ХХ в. и была характерна для многих областей России. Вероятно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно также связывать с этим типом одежды. 
В целом же преобладает  "асимметричное" ношение браслетов - на одной руке. Браслеты могли свободно двигаться на руке (их диаметр - 7-10 см) и играли, скорее всего, исключительно декоративную роль в костюме.
Нагрудная и поясная зоны.
Наиболее интересные результаты дает сопоставление нагрудного и поясного комплексов деталей женского костюма. О характере кроя одежд свидетельствуют, прежде всего, застежки - фибулы, пряжки, а также украшения - цепочки, привески и нашивные бляшки, указывающие на места швов или разрезов одежды, наличие пояса. Рассматривая материал верхневолжских женских погребений, можно сказать, что выявляются 1)с поясом и без пояса; 2)плечевая (рубаха, верхнее платье, кофта) и поясная (юбка, плахта),  3)глухая и распашная;  4)короткая и длинная одежды.
1) В целом, поясные комплексы встречены в 25% женских погребений с элементами кос-тюма. Наибольшее их количество отмечено в погребальных комплесках восточной части рассматриваемой территории (курганные группы Заборье, Глинники, Пекуново-2, Плешково-1). К поясу подвешивались ножи  и сложные привески. 
2) Помимо рубахи  глухого покроя, с разнообразным оформлением выреза горловины, следует предположить также наличие верхнего платья. В ряде случаев зафиксированы  парные украшения на плечах. Можно предположить, что здесь имела место одежда типа туникообразного "сарафана" глухого покроя или наплечное покрывало. Такой тип одежды реконструируется по материалам погребений прибалтийских финнов (эстов, веси, на территории Финляндии), балтов X-XIIIвв. В Верхневолжье данные комплексы, в основном, прослеживаются на территории современного Селижаровско-Ржевского Поволжья (курганные группы Большая Коша, Гульцово). Интересно, что в погребениях из  Большой Коши парными являются не застежки (булавки с цепочками, фибулы, как у финно-угров и балтов), а украшения (бубенчики по нескольку штук на кольцах). Можно предположить, что в данном случае "сарафан" уже не имел расстегивающихся лямок, потребность в застежках отпала, но традиция носить парные украшения на плечах сохранилась. 
В большинстве женских погребений Верхневолжья  встречаются непарные украшения на плечах - цепочки с привесками, ножи, сложные привески, косвенно свидетельствующие о характере покроя женской одежды. В ходе формирования женского древнерусского костюма в Верхневолжье происходило включение в его состав деталей, характерных для культурных традиций населения соседних территорий. При заимствовании эти детали утрачивали свое  функциональное назначение в связи с иным покроем одежды и использовались в качестве особых украшений. Так, цепочки, соединяющие в прибалтийско-финском, балтском костюме края наплечного покрывала или лямки, привешиваются к плечу, принимают вертикальное положение, к ним прикрепляются другие привески. Такие явления были прослежены и на материалах женских захоронений X-XIII вв. Восточно-Балтийского региона.
3) Одежда распашная фиксируется по застежкам, нашивным бляшкам и их остаткам,  рас-полагающимся вдоль позвоночных костей скелета. Такие погребения сосредоточены в памятниках Волговерховья (могильники Березовецкий, Большая Коша). Как правило, распашной крой сочетается с небольшой длиной одежды (до бедра). Например, в погребениях из Большой Коши зафиксированы следы коррозии бронзы в виде полосы вдоль позвоночника и горизонтально в районе костей таза - вероятно, остатки одежды типа распашной "кофты" длиной до бедра, с обшивкой по бортам и низу. Кроме описанной "кофты"(?) распашная одежда фиксируется по материалам погребений из могильника Плешково-1. Здесь исследованы погребения с фибулами в центре нагрудной зоны, которые, вероятно, застегивали края одежды, что характерно для памятников поволжских финнов.
При рассмотрении выявленных видов женской одежды в сочетании с головными украшениями, с учетом  хронологии погребений, можно отметить, что выделяются следующие комплексы женского костюма:
1. комплексы, в которых наиболее ярко проявляются особенности племенного костюма; так, например, для могильника Плешково характерно обилие шумящих украшений, поясная и, возможно, распашная одежда, характерная для поволжских финнов. Эти комплексы имеют наиболее раннюю хронологию - до сер.XIв.
2. "смешанные" комплексы, в которых наблюдается  несоответствие покроя одежды и украшений. Эти комплексы датируются 2 пол.-концом XI в. Слегка меняется покрой верхнего платья, но сохраняется традиция ношения парных украшений. В большинстве  случаев усваивается традиция ношения украшений, но сам способ их ношения не воспринимается. Эти комплексы свидетельствуют о сложном характере формирования древнерусского населения, отразившемся в складывания традиционного костюма. В это время происходит также формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы. 
г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz