Женский головной убор с височными кольцами
X-XIII вв.
(по материалам погребальных памятников Верхневолжья)
Реконструкция древнерусского женского головного убора по археологическим
данным значительно затруднена в силу фрагментарности археологических материалов.
В то же время для ряда погребений хорошей сохранности представляется возможным
изучить местоположение отдельных частей головного убора, взаимосвязь головных
украшений и остатков его жесткой основы. Элементы головного убора были
выявлены в 85% раскопанных женских погребений курганных могильников Верхневолжья
X-XIII вв. Среди них можно выделить следующие виды головных украшений и
деталей убора:
1. Височные кольца разнообразных форм
браслетообразные: с 1-м завязанными концом, с 2-мя завязанными
концами, с прямыми концами, загнутоконечные, S-конечные.
перстнеобразные: с прямыми концами, с завязанными концами, втульчатые,
загнутоконечные;
бусинные: 3-х - узелковые, с гладкими полыми бусинами, с зернеными
и филигранными бусинами (1-3 шт.), с нанизанными стек-лянными бусинами;
ромбощитковые: с щитковыми концами, с завязанными концами;
7-лучевые
7-лопастные
Височные кольца являются наиболее часто встречаемыми (в 85% женских
по-гребений) украшениями головного убора.
2. головные венчики: наборные из
металлических спиралек и пластинок, из металлической платины, тканые, кожаные;
3. косники (из плетеных шнуров, украшенные
металлическими обоймица-ми, бубенчиками);
4. бусы;
5. шпильки-скобки;
6. фрагменты кожи и бересты от основы
головных уборов.
В погребениях найдены также фрагменты причесок.
Ряд исследователей уже обращали внимание на различные варианты местонахождения
височных колец в погребениях. Так, М.А.Сабуровой разрабатывались методические
приемы реконструкции головных уборов на материалах древнерусских памятников
Вологодской области (1). Полевая документация
археологических раскопок древнерусских памятников Верхневолжья дает возможность
рассмотреть и проанализировать особенности расположения височных украшений.
В верхневолжских женских погребениях фиксируются следующие варианты расположения
височных колец:
Относительно черепа:
1. на висках ("высоко") (рис.1:1);
2. около ушных отверстий, у нижней челюсти ("низко") (рис.1:2);
3. в других местах (на лобных долях, под черепом) (рис.1:3).
Относительно друг друга:
1. вертикально вдоль лица (рис.2:1);
2. друг на друге, кучно (рис.2:2);
3. продетыми друг в друга (рис.2:3).
Кроме этого, нами были рассмотрены варианты совместного расположения
украшений и сохранившихся мягких частей головного убора в виде текстиля,
кожи, бересты, а также прически. В результате этих наблюдений реконструируются
следующие варианты ношения височных колец:
1. вплетенными в волосы, вертикально, от уровня виска до подбородка
(рис.3:1);
2. продетыми друг в друга, свисающими вдоль лица (рис.3:2); логично
предположить, что верхние кольца крепились к головному убору.
3. около ушей; в этих случаях зафиксированы остатки прически в виде
петли, видимо, напущенной на уши (рис.3:3);
4. в ушах (рис.3:4)
5. прикрепленными к основе головного убора в горизонтальном положении,
в ряде случаев - металлическими шпильками-скобками (рис.3:5).
Есть также варианты совместного положения височных колец на висках
и около ушей (рис.3:6).
Полученные данные свидетельствуют о достаточно разнообразных вариантах
ношения височных колец, но, на наш взгляд, все они могут быть представлены
в виде двух основных: 1) на висках; 2) около ушей, в ушах.
Вероятно, эти способы ношения колец следует связывать с двумя
различными типами головных уборов. Первый способ предполагает наличие головного
убора в виде венчика, повязки, носившейся высоко и значительно открывающей
волосы (рис.3:1,2). Во втором случае мог носиться головной убор, закрывающий
голову полностью до ушей (рис.3:3), вероятно, кокошникообразный. Возможно,
что эти два варианта головных уборов следует связывать с социально-возрастным
статусом погребенных женщин.
Различные виды женских головных украшений неравномерно распределены
в древнерусских погребениях на территории Верхневолжья. Их распространение
также необходимо рассматривать в связи с хронологией погребений. Принимая
во внимание имеющиеся в настоящее время материалы по хронологии русских
древностей и методику разработки хронологии древнерусских сельских погребальных
памятников (2), нами были получены предварительные
даты раскопанных древнерусских погребений Верхневолжья. Для сравнительного
анализа были выбраны 2 группы погребений: 1)датирующиеся до сер.XI в.;
2)датирующиеся с сер.XI в. Внутри последней группы можно выделить группу
с датами с сер.XI в. и группу погребений с датами с к.XI-н.XII вв.
Анализ распространения головных украшений в погребениях различных
хронологических групп позволяет сделать следующие наблюдения:
1. Для периода с к.Х до сер.XI в. выявляются особые варианты костюмов
из Березовецкого и Плешковского могильников. Для Березовецкого могильника
характерны головные наборные венчики. Венчики носятся как без других деталей,
так и совместно с браслетообразными височными кольцами с завязанными концами.
Для Плешковского могильника характерно обилие шумящих украшений, перстнеобразные
височные кольца. Характерно отсутствие браслетообразных височных колец
для плешковских погребений этого периода.
2. Для единичных погребений 1-й пол.XI в. могильников, расположенных
по течению Волги между этими двумя памятниками, характерны браслетообразные
височные кольца с завязанными концами, в количестве до 6-7 шт. В микрорегионе,
соответствующем современному Конаковскому течению Волги, распространены
головные уборы, совмещающие перстнеобразные и браслетообразные височные
кольца.
3. С середины XI в. в комплексах Березовецкого и Плешковского могильников
появляются браслетообразные височные кольца. Из состава головного убора
исчезают металлические венчики. Основная масса погребений всех остальных
могильников датируется с сер.XI в. Для них характерен головной убор, включающий
браслетообразные височные кольца в количестве 1-2 с каждой стороны. В хронологической
группе, датирующейся с к.XI в. увеличивается число погребений без головных
украшений и деталей головного убора, прежде всего браслетообразных височных
колец. Интересно отметить, что в ряде случаев височные кольца в погребениях
есть, но они располагаются "не на своих местах", например, на груди или
в ногах погребенных, вероятно, положенные как "погребальный дар".
Таким образом, территориально-хронологическое
распределение комплексов с височными кольцами позволяет рассмотреть характер
складывания женского головного убора, начиная с сер.XI в. В ходе этого
процесса происходило формирование стандартного для данной территории головного
убора с браслетообразными височными кольцами.
Литература:
1 Сабурова М.А. Женские головные уборы у славян
// СА-1974-№ 2.- С.85-97.
2 Очерки по истории древнерусской деревни X-XIIIвв.//Труды
ГИМ, вып.43.-М., 1967; Лесман Ю.М. К методике разработки хронологии древнерусских
памятников Северо-Запада // КСИА, вып.166. М., 1981. С.98-103; Лесман Ю.М.
Хронология ювелирных изделий Новгорода (X-XIV вв.) // Материалы по археологии
Новгорода. 1998. М., 1990. С.29-99.
Рисунки:
Рис.1. Схема расположения височных колец в погребениях относительно черепа: 1-у висков; 2 - около ушных отверстий; 3 - в других местах (на лобных долях, под черепом) |
Рис. 2. Варианты расположения височных колец в погребениях относительно друг друга: 1 - вертикально вдоль лица (Избрижье, к.47); 2 - друг на друге, кучно (Избрижье, к.43(2)); 3 - продетыми друг в друга (Горбуново, к.3); 4 - височные кольца с фрагментами прически (Избрижье, к.136). |
Рис.3. Варианты ношения височных колец: 1 - вплетенными в волосы, вертикально (Большая Коша, к.14(3)); 2 - продетыми друг в друга, вертикально (Горбуново, к.3); 3 - продетыми в волосы, около ушей (Избрижье, к.136); 4 - в ушах (Пекуново-2, к.23); 5 - прикрепленными к венчику, горизонтально (Березовецкий, к.54); 6 - совместно на висках и около ушей (в ушах) (Волосово, к.3) |