Е. С. ВИДОНОВА ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА НАЧАЛА XVI в. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XXXVI. М.-Л., 1951. С. 68-75.
В отдел реставрации тканей Государственного исторического музея в начале 1944 г. были присланы Суздальским музеем фрагменты детской одежды: 1) небольшой спуток обрывков шелковой, темнокоричневого цвета ткани, связанных между собой почерневшей металлической плетеной тесьмой; 2) нагрудное украшение из металлического шнурочка, рядами нашитого на шелковую ткань с разрезом посередине; 3) обрывок металлической тесьмы-плетенки с пришитым к нему сбоку меньшим концам такой же плетенки, оборванным книзу; 4) наподольное украшение из металлического шнурка, рядами нашитого на шелковую ткань, с двумя оборванными концами плетенки внизу; 5) плетеный поясок из некрученого шелка красноватого цвета и металлических нитей с обрывками кисточек на концах.
Со всего этого материала сыпалась сухая земля, смешанная с мельчайшими блестками серебра. Обрывки тканей, металлические нашивки и поясок были покрыты темнокоричневыми пятнами, покоробились и были жестки наощупь. Ткань сморщилась и слежалась. Металлические шнуры и плетенка почернели.
Из сказанного видно, что от детской одежды остались главным образом металлические украшения в виде плетенки и нашивок. В сохранившемся спутке обрывков ткани целой осталась плетенка, которая и удержала от разрушения остатки древней ткани. Кроме того, древняя ткань сохранилась под нашивками.
Ткань после чистки и промывки оказалась довольно плотной шелковой тафтой красновато-коричневого цвета. Плетенка, как и нашивки, оказалась серебряной. На нагрудном украшении серебро почти не сохранилось, остался только шелковый шнурочек коричневого цвета. Серебро сохранилась частично на подольном украшении, в украшениях на мышках и местами на плетенке (отдельном конце ее). Поясок после промывки оказался из шемаханского шелка червчатого тона с пряденым серебром.
По расправлении из спутка слежавшихся обрывков ткани выявился рукав детской рубашки, обшитый у запястья и по швам серебряной плетенкой. Ткань на рукаве сохранилась с большими утратами, зато плетенка удержалась полностью, сохраняла покрой рукава, его размеры и прием древнего оформления при шитье—накладной шов, прошитый шемаханью в строчку в два ряда.
Плетенка, окаймляющая ластовицу из зеленоватого шелка, менее плотного, чем тафта рубашки, сохранила древнюю ткаяь только у краев, середина же вся утрачена. От стана остались очень незначительные фрагменты около плетенки, лежащей по пройме рукава, около ластовицы (остатки боковой вставки) и около нагрудного украшения.
Весь сохранившийся материал детской одежды казался на первый взгляд очень недостаточным и неясным для восстановления формы одежды в целом, ее покроя и характера. В процессе работы необходимо было обратиться к разнообразным источникам. Изучая фрески, иконы, миниатюры, исследователь находит большое разнообразие одежд. При этом надо заметить, что изображения детей встречаются редко. Если же и встречаются, то дети на них представлены или без одежды, или — чаще — одетыми так же, как и взрослые. Одежды же взрослых так условны по форме, что, во всяком случае, не могут служить материалом для технического восстановления той или иной из них. Литературные источники крайне скупо освещают эту сторону быта — одежды. Записи иностранцев в этой области носят обычно общий характер. Археологические раскопки редко дают лишь фрагменты одежды и почти никогда не дают ничего целого. Сравнительно обширный материал, оставленный XVII в., кроильные книги, описи царских одежд при парадных выходах, разработанные И. Е. Забелиным, также не могли дать точных и определенных данных, необходимых для нашей работы.
И. Е. Забелин упоминает, что детская одежда почти ни в чем не отличалась от обычной одежды взрослых. Поэтому большую и существенную помощь в нашей работе оказало собрание рубах XVII в. в отделе тканей ГИМ. В этом собрании находятся три рубахи: две мужские и одна детская. Мужские рубашки сшиты из льняного полотна, детская — из бумажного полотна (1).
(1) Фонды ГИМ, № 142/54722, 143/53142, 144/55746.
При сопоставлении сохранившихся частей детской рубашки, хранящейся в Суздальском музее, с рубахами, находящимися в ГИМ, выяснилось, что суздальская рубашка богаче по материалу (шелковая тафта) и количеству серебряных украшений, покрой рукава сложнее, а материал для серебряных украшений лучше и тоньше обработан, чем это делалось в XVII в.
Как было сказано выше, серебряная плетенка на рукаве сохранила его покрой, длину и ширину на ластовице и остатках боковой вставки стана (ее размеры и покрой), а с обрывками ткани в верхней части стана—маленькие обрывки плетенки, идущие вкось от проймы рукава (один фрагмент идет от проймы в нижней части клина рукава, другой фрагмент — много выше клина), дали указание на покрой верхней части стана: накладное полотнище, аналогичное тому, какое было рассмотрено на рубахах XVII в. К тому же положение этих обрывков: одного ниже (на груди), другого выше (на стане), дало понять, что оставшийся рукав— правый.
Для более точного плана работ по реконструкции необходимо было сделать предварительный чертеж, для чего остатки древнего рукава рубашки вместе с обрывками ткани и плетенки стана были перерисованы с возможной точностью на лист ватмана (рис. 16). После выяснения значения обрывка плетенки, идущей вкось от проймы рукава, чтобы выявить покрой накладной части стана, мы продолжили на чертеже линию плетенки. У этого куска плетенки сохранились накладной шов и строчка в два ряда. У нагрудного украшения справа внизу, с угла, на микроскопическом кусочке древней ткани, также сохранился накладной шов, строчка на нем и также микроскопический кусочек плетенки.
Видимо, эти обрывки соединяла некогда одна линия, и на чертеже место нагрудного украшения нашлось при совпадении линии швов со строчкой у обрывка плетенки около рукава с одной стороны и обрывка шва у нагрудных нашивок — с другой.
После выяснения места нагрудного украшения определилась ширина стана правой стороны. Левая сторона была начерчена по данным правой. Расстояние части стаиа от проймы до среднего разреза было отложено на левой стороне чертежа. Установлена и начерчена линия проймы. На этой линии найдена была соответствующая точка — место прикрепления плетенки, идущей вкось. Через эту точку проведена линия. На перекрестии правой и левой косых линий установлена центральная линия стана на чертеже.
Так оформилась в виде треугольника накладная верхняя часть стана спереди рубашки.
Для выяснения формы и положения накладной части стана сзади сделан такой же чертеж. И там накладное полотнище оформилось в виде треугольника; только треугольник на спине короче, чем на груди.
Когда выяснилась ширина стана и оформление его в верхней части, надо было установить его длину. Для этой цели послужила оторвавшаяся эт рубашки плетенка (длиной 30 см) с пришитым к ней боковым концом (24 см), оборванным снизу. У этой плетенки, на микроскопических остатках гкани, сохранился накладной шов со строчкой в два ряда. Шов и строчка совпали с правой боковой линией стана, у которого вверху сохранилась плетенка. Подшитый длинный конец плетенки позволил установить длину эубашки. Короткий боковой, оборванный внизу конец плетенки, повидимому, окаймлял боковой клин рубашки.
В дальнейшем по остаткам боковой вставки между ластовицей и сохранившимся фрагментом стана, по данным ее размера, начерчены были ее недостающие части. Оставшаяся часть нашивок с двумя оборванными гонцами плетенки нашла свое место на подоле рубашки, по разрезу  установленной центральной линии и в соответствии с рубашками XVII в. (1),
(1) Фонды ГИМ.
покрой которых в основном повторила рубашка из Суздальского музея. Левая сторона рубашки была вычерчена по восстановленной правой, после чего была проведена работа в материале. Современная белая шелковая ткань была окрашена в тон древних фрагментов (коричневый цвет), но оттенок взят был иной, в целях большего выделения этих фрагментов при укреплении. Ткань была раскроена согласно установленному плану работы а чертеже и сшита с соблюдением всех приемов древнего шитья.
Когда в основном была закончена техническая сторона реконструкции рубашки, приступлено было к реставрации. Остатки древнего правого рукава были наложены на новый правый рукав в соответствующих по покрою местах и укреплены на новой ткани шелком в цвет. Обрывки стана и боковых вставок также были наложены на свои определенные места и укреплены. Затем были накреплены украшения: плетенка с правой часта стана {в местах соединения его боковой вставкой и клином), нагрудные нашивки с остатками древней ткани у разреза на груди (посередине стана) и наподольные нашивки по центральной линии снизу. При оформлении рукава у запястья в древности была подложена подкладка шириной в 4,5 мм с узенькой выпушкой ее на лицо у края коричневой тафты.
По краю коричневой тафты в строчку прошито в два ряда сильно вы-цветшим шелком зеленовато-синего цвета. Около рядов строчки положена и укреплена серебряная плетенка. Подкладка у запястья плохо сохранилась (2).
(2) Шелковая ткань подкладки у запястья и под нашивками и ткань ластовицы - одна и та же ткань типа тафты, только более тонкая и слабая. Для дублировки плохо сохранившихся частей - подкладки и ластовицы - была взята современная белая шелковая ткань и окрашена в светлозеленоватый тон, который имеют фрагменты в настоящее время.
Она дублирована новой шелковой тканью в цвет древней; на новой ткани древняя укреплена шелком в цвет. Серебряные нашивки на мышках также укреплены. Часть нашивок внизу слева (от зрителя) утрачена. Под нашивками существует глухая подкладка, уложенная по ширине и длине нашивок углами. Эта древняя подкладка из той же ткани, что и у запястья, сохранилась частично. При реставрации она дублирована, укреплена и пришита под нашивками в виде шестиугольника. Подкладка (или подоплека) светлозеленоватой ткани подведена и под накладное полотнище в верхней части стана, заканчивающееся на груди и спине треугольниками.
Под нагрудными нашивками сохранилось три  слоя ткани. Первая ткань — коричневая плотная тафта — основная ткань рубашки, на которой накреплены нашивки; вторая ткань — род тафты, более тонкой, зеленоватого цвета — подкладка под нашивкой для прочности, через которую насквозь и прошел шов, прикрепляющий нашивки, и третья ткань — самая подоплека, подложенная под все накладное полотнище (3).
(3) На рубахе XVII в., шитой золотом (из собрания ГИМ), подкладки под шитьем нет.
Древняя подоплека сохранилась частично только на левой стороне под нашивками. После подведения новой подоплеки эта сохранившаяся часть древней ткани была наложена в соответствующем месте на новую и укреплена. Подоплека узенькой полоской выпущена по обеим сторонам выреза рубашки на груди. Надподольное украшение, частично сохранившее свою подкладку, также дублировано новой тканью, на которой и укреплены остатки древней ткани. Разрез в виде узких выпушек подкладки соблюден и здесь.
Ворот рубашки не сохранился. На реконструированной рубашке ворот сделан круглым (4) и оформлен узкой полоской выпушки подоплеки и строчкой в два ряда.
(4) Круглый вырез — более древний, чаще встречающийся на изображениях.
  Также узкой полоской выпушки и двумя рядами строчки оформлен и подол рубашки согласно древнему приему оформления, сохранившемуся на рукаве, у разреза на груди и на подольном украшении. Как у ворота, так и на подоле при первоначальном оформлении была, видимо, проложена серебряная плетенка.
Швы делали накладные, т. е. куски ткани не сшивали один с другим, а накладывали краем один на другой, подогнув предварительно небольшой рубчик, по которому и прошивали в два ряда строчку некрученым шелком. С изнанки шов запошивался с той стороны, на которую накладывался.
Ввиду того, что древняя ластовица сохранилась только в обрывках около плетенки, а средняя часть утрачена, всю ластовицу пришлось дублировать новой шелковой, окрашенной в цвет ластовицы тканью и на ней укреплять остатки древней.
При реконструкции левой стороны рубашки левая ластовица была выкроена из новой шелковой ткани зеленоватого цвета по обмерам ластовицы правого рукава и вшита под мышку левого рукава (1).
(1) Обмеры суздальской рубашки: ширина стана и рукавов—84 см, ширина стана— 24 см, длина рукавов от проймы до запястья — 30 см, ширина в подоле — 96 см, рукав у кисти—14 см, длина стана—53 см, ластовица—8Х8 см.
Поясок на рубашке плетеный червчатой шемаханью с пряденым серебром. Плетенье косичками в три ряда. Определенное чередование серебряной нити в плетении создает известный геометрический узор (2).
(2) Аналогичный прием плетения мы обнаружили на шнуре с кистями у плащаницы Боровского монастыря 1558 г. (фонды ГИМ).
Плетение плоское. Ширина пояса — 1 см. Поясок завязан на одну петлю с двумя концами. Петля была разорвана. После чистки и промывки петля в разо-рванных своих частях была соединена и укреплена шелком в цвет. Концы пояска в свое время оканчивались кисточками. В настоящее время осталась лишь ворворка с обрывками металлического плетения. У одной ворворки сохранились две металлические нити, длиной в 7 см, на другой — такой же длины и в таком же количестве шелковые нити. Кроме того, на одной ворворке сохранилось низание из нескольких красновато-коричневых бусинок;
имеется одна бусинка, напоминающая жемчужину. Буоинка была наполо-вину оторвана. Теперь и она укреплена (3).
(3) Объем талии у пояска — 46 см, один конец равен 15 см, другой — 14 см.
По завершении реконструктивных и реставрационных работ над рубашкой из Суздальского музея выяснился вполне законченный тип детской одежды (рис. 17, А и Б). При сравнении ее с рубашками из собрания ГИМ выявляется разница между ними. Рубашка из Суздальского музея сделана из более дорогого шелкового материала — плотной тафты. Украшения из серебряных нашивок, как бы кованные, выглядят богаче и строже. Швы, помимо строчки шелком, украшены серебряной плетенкой. Покрой, сходный в основном, отличается некоторой сложностью на рукаве, на котором к основному прямому куску ткани пришиты клинья, тоже окаймленные плетенкой. Нашивки на груди по обеим сторонам прямого разреза рубашки расположены горизонтальными рядами (4).
(4) Размер нашивок — 9Х15 см.
Ряды выложены узким серебряным шнурочком в следующем порядке. Справа, внизу, на расстоянии 4,5 см от конца выреза рубашки идет в направлении к вырезу линия серебряного шнурочка, прикрепляем эго шелковой нитью к основной ткани — тафте; у выреза шнурок делает поворот, образуя свободную петельку, и идет обратно; он плотно прикреплен и к ткани и приложенному шнурочку. У края нашивки оба конца шнурка перегнуты и аккуратно закреплены. Такой двойной шнур образует ряд. Этих рядов — 39; сколько рядов, столько и петелек у выреза. Один ряд внизу, справа, второй от края, утрачен.
 Ряды шнуров накреплены плотно друг около друга. Слева от выреза шнуры накреплены в том же порядке с той лишь разницей, что у линии выреза серебряный шнурок при повороте прикручивается довольно плотно, образуя головку-пуговку.
Таким образом, нашивки играют двойную роль: декоративную (служат украшением рубашки) и практическую (оформляют застежку одежды). У самого ворота, по записям XVII в., застежка была на одну пуговку— или металлическую, или обтянутую шелком (были и жемчужинки). На нашей рубашке застежка была, видимо, из металлической плетенки, как и у выреза на груди. Нашивки были застегнуты на три последние головки-пугонки.
Точно так же были оформлены нашивки на мышках. Размер их 7Х5 см. Расположены они тринадцатью вертикальными рядами. Головки-пуговки наглухо застегнуты. Как говорилось выше, эти нашивки имеют лишь декоративный смысл. Подкладка внизу без прореза это подтверждает. На подольном украшении нашивки расположены восемью горизонтальными рядами таким же приемом. Все ряды застегнуты, но подкладка внизу — с разрезом (возможно, что застежкой пользовались). Размер нашивок — 7,5 Х 3 ом.
Характерным отличием рубашки является внутреннее оформление разрезов, свидетельствующее о высокой технике шитья. Вырез рубашки на груди под нашивками оформлен следующим образом. Тафта у выреза подогнута, и у ее края выпущена узенькая полоска подоплеки. По краю тафты проложена строчка в два ряда синеватым шелком. Рядом со строчкой накреплена плетенка, которая, идя сверху справа по линии выреза, загибается полукругом в конце его и идет по левой сторане кверху. Наверху, над вышивками, концы плетенки были оборваны. Такое сложное внутреннее оформление разрезов продиктовано, с одной стороны, высотой техники шитья и стремлением к прочности, с другой — требованиями строгого вкуса. Полукружие плетенки внизу разреза остроумно завершает горизонтальные лияии нашивок, нарушая до известной степени их однообразие. Разрез внизу, на подоле, оформлен также выпушкой подкладки, строчкой в два ряда и плетенкой. Плетенка в виде полукружия поднимается над рядами нашивок и вносит известное разнообразие в горизонтальные линии нашивок. На мышках употреблен тот же прием внутреннего оформления прорешки. Плетенка на мышках ввиду двух полукружий выходит из-под нашивок.
Более плотная шелковая тафта, нарядные и в то же время строгие серебряные украшения, тонкая и сложная техника шитья и другие признаки позволяют отнести рубашку к более раннему времени — к XVI в. и скорее к его первой половине.
Рубашку дополняет немаловажная деталь, которая обычно отсутствует — поясок, характер плетения которого может подтвердить эту дату. В отношении первоначальной окраски рубашки можно предположить, что она была червчатого цвета (в настоящее время сохранился красноватый оттенок коричневой ткани), а ластовицы, подкладка с выпушками и подоплека были синего цвета (под нашивками на груди сохранился синий цвет строчки). Известно, что червчатый и синий цвета были излюбленными в XVI — XVII вв. Сохранилось немало памятников шитья с этой гаммой тонов в записи XVII в. о цвете рубашек и одежд. В отделе тканей ГИМ есть палица из погребения XVII в., которая сохранила красноватый цвет лицевой ткани. Подкладка же китайской камки синего цвета сохранила все постепенные изменения этого тона от действия среды, вплоть до того светлого зеленоватого, который совпадает с тонами древних фрагментов рубашки. Судя по материалу, украшениям и всему оформлению рубашки, она принадлежала мальчику в возрасте 3—5 лет из «высшего класса».
 Об истории находки, несмотря на весь наш интерес и неоднократные запросы в Суздальский музей, ответа получено не было. Таким образом, наша датировка исходит лишь из данных, полученных при анализе самой рубашки.

Примечание   редакции

Описанная в статье Е. С. Видоновой детская одежда первой половины XVI в. происходит из усыпальницы Покровского монастыря в Суздале. Здесь, рядом с гробницей Соломонии Сабуровой (жены Василия III, заключенной в монастырь вследствие бездетности), находилась маленькая надгробная плита, украшенная орнаментом, типичным для первых десятилетий XVI в. С этим надгробием издавна связывались предания о погребении под ним ребенка Соломонии, родившегося якобы уже в стенах монастыря.
Присутствовавший при ликвидации усыпальницы директор Суздальского музея А. Д. Варганов обнаружил под плитой небольшую погребальную колоду, покрытую изнутри толстым слоем извести. В ней оказались остатки описываемой детской рубашки и истлевшее тряпье без каких-либо остатков и следов костяка.
Обстоятельства находки заставили провести реставрацию и определение без сообщения автору реставрации и настоящей статьи  условий находки с тем, чтобы датировка одежды была максимально объективной. Датировка одежды совпала с датой плиты надгробия, определив время возникновения этого фиктивного погребения, совпадающее с заключением Соломонии.
В этой связи история развода и заключения Соломонии была подвергнута пересмотру в специальной работе Н. Н. Воронина и А. Д. Варганова. Авторы приходят к выводу о достоверности народных преданий о Соломонии и ее насильственном пострижении.
 
Рис. 16. Чертеж реконструкции детской рубашки XVI в. (из Суздальского музея) Рис. 17. Детская рубашка из погребения в Покровском монастыре г. суздаля после реконструкции
А - вид спереди; Б - вид сзади.

назад
на главную

Используются технологии uCoz