Институт археологии Российской академии наук
На правах рукописи

Степанова Юлия Владимировна

КОМПЛЕКС ПОГРЕБАЛЬНОГО  КОСТЮМА
СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ  ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ  X-XIII  вв.

Специальность 07.00.06. - "Археология"

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Москва – 2003

Работа выполнена в Отделе славяно-русской археологии
Института археологии РАН
 

Научный руководитель:
Кандидат исторических наук И.В.Исланова

Официальные оппоненты:
Доктор исторических наук А.Е.Леонтьев
Кандидат исторических наук Г.Л.Новикова

Ведущая организация:
Государственный исторический музей

Защита состоится «30 мая» 2003 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 002.007.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте археологии РАН по адресу: г.Москва, ул.Дм.Ульянова, д.19, четвертый этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии РАН.

Автореферат разослан «28» апреля 2003 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат исторических наук                                     Е.Г.Дэвлет

Общая характеристика работы

Актуальность темы
Ограниченные возможности реконструкции костюма по археологическим данным  определили изучение этой проблемы в нескольких различных аспектах. Прежде всего, это  реконструкции костюма и отдельных его деталей по материалам конкретных погребений (Н.В.Жилина, И.В.Исланова, М.А.Сабурова, А.К.Елкина, Б.А.Рыбаков, Н.В.Хвощинская, И.А.Дашкова, А.Н.Хохлов, А.С.Дворников). Разработана методика реконструкции костюма по расположению его деталей, находящихся "in situ" в погребениях (М.А.Сабурова, P-L.Lehtosaalo-Hilander и др.). В ряде работ рассматривалась проблема выделения костюмных комплексов - как социально-возрастных (М.А.Сабурова), так и в связи с этнокультурными проблемами (Э.А.Зариня, И.В.Исланова, С.К.Лаул, В.В.Седов, Е.А.Рябинин, Н.В.Хвощинская  и др.). Теоретические вопросы истории костюма разработаны в этнографических исследованиях (Д.К.Зеленин, Л.Э.Калмыкова, Г.С.Маслова, Н.Соснина, И.Шангина и др.). Значительный прогресс был достигнут в изучении отдельных элементов костюма - текстиля и покроя одежды (М.Н.Левинсон-Нечаева, М.В.Фехнер), головных уборов (Н.В.Жилина, М.А.Сабурова, В.В.Седов). В непосредственной связи с тематикой работы находятся проблемы изучения отдельных категорий вещей (прежде всего украшений), их типологии и хронологии (Б.А.Колчин, В.А.Мальм, В.П.Левашова, Ю.М.Лесман, М.В.Седова, М.В.Фехнер и др.).
Исследование комплекса костюма на материалах Верхневолжья, включая его реконструкцию и выделение отдельных вариантов, позволяет осветить целый ряд аспектов, в том числе этнокультурную картину в Верхневолжье в древнерусский период.

Цель и задачи исследования
Целью работы является изучение костюма древнерусского населения Верхневолжья по материалам погребальных памятников X-XIII вв. Одной из первых задач в рассмотрении этой темы является определение возможностей реконструкции костюма по археологическим материалам, выделение и характеристика основных частей женского и мужского погребального костюма. В круг задач также входит анализ возрастных и хронологических данных, сравнение с костюмными комплексами сопредельных территорий и выделение вариантов верхневолжского древнерусского костюма в зависимости от социально-возрастных и территориально-хронологических показателей.

Методика исследования
В настоящей работе использовался системный подход, предполагающий анализ и систематизацию данных, создание списка признаков костюма. При работе с источниками была создана база данных "Погребальный костюм сельского населения Верхневолжья X-XIII вв." в СУБД "ACCESS". При решении отдельных задач в работе использовались также метод аналогий, метод датирования закрытых комплексов и другие методы, традиционно применяющиеся в археологических исследованиях. В ходе изучения металлических предметов и органических остатков проводились мероприятия по консервации и реставрации.

Хронологические рамки исследования
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца X по XIII в., время существования древнерусских курганных древностей Верхневолжья. Хронологии этих памятников посвящена отдельная часть работы. В работе также проводятся сопоставления с материалами этнографии России XIX-XX вв.

Новизна исследования
Исследование комплекса древнерусского погребального костюма во многих аспектах, как-то: непосредственно реконструкция, изучение в комплексе с данными хронологии, социально-возрастными параметрами, сопоставление с этническими показателями  и выделение вариантов костюма до сих пор не проводилось на материалах Верхневолжья. Такой подход дает возможность уточнить не только в целом внешний облик костюма, но и прояснить характер этнокультурных процессов, повлиявших на формирование отдельных его вариантов. Кроме того, в исследовании представлена хронология древнерусских погребальных комплексов Верхневолжья, разработанная автором работы в связи с  проблемой выделения территориально-хронологических комплексов костюма.

Теоретическая ценность
В результате исследования сформировано общее представление о древнерусском погребальном костюме Верхневолжья и его связи с социальными и этническими процессами, проходившими  на этой территории в X-XIII вв.

Практическая ценность
Результаты работы дополняют имеющиеся представления о древнерусском костюме и начальных этапах складывания традиционного русского костюма. Разработка хронологии имеет самостоятельное значение при изучении эволюции погребального обряда и в целом этнокультурных процессов на Верхней Волге в древнерусский период.

Апробация результатов исследования
Результаты исследования были апробированы на заседаниях семинара "Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья" (г.Тверь, 1997-2001 гг.), Международной конференции "Интеграция археологических и этнографических источников" (г.Санкт-Петербург, 1998 г.), II Тверской археологической конференции (1999 г.).

Структура работы
Работа состоит  из введения, пяти глав и приложения.  Работу дополняют таблицы,  в которых представлены данные по элементам погребального костюма на основе материалов раскопок погребальных памятников Верхневолжья, данные по хронологии,  рисунки отдельных вещей и реконструкций костюма.  К работе прилагается каталог погребений Избрижского погребального комплекса.

Содержание работы

Глава 1. Характеристика источников. Погребальные памятники Верхневолжья X-XIII вв. и их информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма.
В первой главе рассматриваются особенности источников, раскрываются их информативные возможности для изучения и реконструкции комплекса древнерусского погребального костюма, описаны специальные методы полевого  исследования, важные для реконструкции древнего костюма.

§ 1. Изучение древнерусских погребальных памятников Верхневолжья  и развитие методики полевого исследования. Информационные возможности источников по погребальному костюму древнерусского населения Верхневолжья
За более чем 150 лет интенсивные археологические исследования в Верхневолжье позволили сформировать основательную источниковую базу по археологии древнерусского периода этого региона. Реконструкция погребального костюма напрямую зависит от характера описания погребений, графической фиксации раскопок, поэтому важным является вопрос о характере полевой документации и возможностях ее использования для изучения костюма. Во второй половине XIX - начале ХХ вв. (Ю.Г.Гендуне, 1903, 1906; А.И.Кельсиев, 1878). Более 40 курганных групп раскапывались в Ржевском, Зубцовском, Старицком, Тверском, Корчевском  уездах (С.А.Гатцук, 1902; Ю.Г.Гендуне, 1903, 1905; А.И.Кельсиев, 1878; Н.Е.Макаренко, 1903; В.А.Плетнев, 1903, А.А.Спицын, 1902 и др.). Уже в советское время изучались курганные комплексы в бассейне р.Медведицы (Н.П.Милонов, 1950). В целом очевидно, что исследователи второй половины XIX - начала XX вв. обращали основное внимание на само захоронение, менее подробно изучая курганную насыпь, погребальные сооружения, стратиграфию, что особенно важно для реконструкции комплекса погребального костюма. Кроме того, авторы полевых отчетов придерживались инструкций по полевым исследованиям, разработанных в этот период (инструкции Московского археологического общества, Д.Я.Самоквасова, В.И.Городцова), предусматривавших подробное описание расположения вещей в погребениях. В отчетах Ю.Г.Гендуне и С.А Гатцука имеются схемы расположения вещей относительно костей скелета.
В 60-90-е гг. XX в. были проведены ряд полевых исследований, среди которых выделяются масштабные раскопки крупных курганных групп у дд. Пекуново и Плешково Кимрского района (К.И.Комаров, 1971-1973, 1980, 1982); Березовецкого могильника в Осташковском районе (А.В.Успенская, 1969-1974, 1975-1978); Избрижье в Калининском районе (Ф.Х.Арсланова, 1975-1978, 1982, 1984, 1986, 1991, 1992, Е.В.Скукина, 1993-1995, 1997); Большая Коша в Селижаровском (Е.М.Черных, 1985, 1986), Благовещенье (И.В.Исланова, 1984, 1985), Струйское (О.М.Олейников, 1987); Суходол (А.Н.Хохлов, 1985-1987)  и др. в Ржевском районе. В полевой методике этого времени была достигнута определенная универсальность, методическое единство в фиксации и описании погребений, предусмотренной инструкциями и методическими указаниями по полевой археологии. В целом следует отметить, что материалы раскопок погребальных памятников Верхневолжья, как XIX, так и ХХ вв., содержат достаточно подробные описания и изображения погребений и дают широкие информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма древнерусского населения Верхневолжья.

§2.  Источниковая база исследования
Автором работы были изучены материалы 74 раскопанных погребальных памятников Верхневолжья и 888 погребений. Расположение различных деталей, принадлежавших к костюму,  фиксирует несохранившиеся части одежды и позволяет сделать предположения об их составе и покрое. В погребениях выделяются зоны, соответствующие основным частям костюма: головному убору,  самой одежде, включая зоны оформления ворота, нагрудной части, пояса, украшениям рук,  обуви. Анализ погребального инвентаря показал большое разнообразие элементов женского и мужского погребального костюма и особенностей их расположения. В то же время, выделяются блоки однородной информации об отдельных элементах костюма - женском головном уборе, ожерельях из бус, нагрудных и поясных деталях, наручных украшениях и т.д. Выделяется также группа органических остатков костюма, которая  требует отдельного рассмотрения.

Глава 2. Органические остатки костюма в погребениях Верхневолжья X-XIII вв.

Глава посвящена анализу органических остатков костюма из погребальных памятников Верхневолжья. Мягкие части (текстиль, кожа, мех, войлок, береста и другие органические материалы) имеют плохую сохранность в силу  своего органического происхождения.
Несмотря на редкость находок органических остатков, в настоящее время исследователями разработаны различные методы их полевой фиксации и анализа,  имеются исследования, посвященные ткачеству IX-XIII вв. (М.Н.Левинсон-Нечаева, М.А.Сабурова, А.К.Елкина, Л.В.Якунина, М.В.Фехнер). С учетом выработанных методик изучения органических находок текстильные остатки костюма были рассмотрены по набору признаков, таких, как сохранность, материал, ткацкие характеристики. Произведенный анализ органических остатков позволил выявить в 80 погребениях из 14 могильников 98 фрагментов текстиля. Наиболее представительными являются коллекции  фрагментов одежды из погребений курганных групп Плешково-1, Избрижье, Березовецкого могильника. Среди выявленных остатков изучены фрагменты, отпечатки текстиля, нити и тлен вместе с украшениями.  В большинстве случаев (64%) материалом для изготовления ткани является шерсть. Текстиль из растительных волокон (льна) определен лишь дважды. Встречены также остатки комбинированного текстиля, где использовались льняные и шерстяные нити. В Верхневолжье имеются единичные находки шелка, различного по происхождению, характеру обработки и использования, в частности азиатского происхождения (Воробьево-1), из Византии или Ближнего Востока (Иворово-2). Рядовое сельское население использовало дешевые сорта шелка для декорирования платья. На территории Верхневолжья  не выявлено целых экземпляров одежды, свидетельствующих о покрое и приемах ее пошива. В то же время, есть фрагменты, позволяющие достаточно полно представить элементы костюма - прежде всего, пояса и части  головных уборов, среди которых венчики, косники и, вероятно, головные покрывала. Кроме того, о покрое и назначении одежды свидетельствует характер переплетения и декора ткани. 22% найденных фрагментов текстиля - полотняного переплетения, 15,7% - саржевого, 15,7% составляют остатки тканых лент. Найдены также остатки плетеных шнуров, бахромы и тканых бубенчиков. В погребении 109 из Избрижья найдены фрагменты пестряди - клетчатой ткани, и плиссированной тонкой, видимо, некрашеной шерстяной ткани. Это позволяет представить состав и конструкцию одежды - плиссированная рубаха и верхняя одежда, скорее всего, типа поневы, из более грубой пестряди.

Глава 3. Комплекс женского погребального костюма Верхневолжья X-XIII вв.

98% женских погребений содержат остатки погребального костюма. Выделяются следующие его части: 1) головной убор, в состав которого входили височные кольца, привески, бусы, жесткая основа и головные покрывала; 2) само женское платье, фиксируемое по остаткам ткани и украшениям: гривнам, бусам, привескам, пуговицам, фибулам и другим вещам; 3) украшения рук - браслеты и перстни; 4) обувь, представленная фрагментами кожи.

§1. Характеристика головного убора
Височные кольца являются наиболее часто встречаемыми украшениями головного убора (в 96% комплексов головных уборов). Кроме них, встречены такие элементы головного убора, как венчики  (наборные из металлических спиралек и пластинок, из металлической пластины, тканые, кожаные), косники из плетеных шнуров, украшенные металлическими обоймицами, бубенчиками, бусы, шпильки-скобки, фрагменты текстиля, кожи и бересты от основы головных уборов. Фиксируются различные варианты расположения височных колец: 1) вплетенными в волосы, вертикально, от уровня виска до подбородка; 2) продетыми друг в друга, свисающими вдоль лица; 3) около ушей (в ряде таких случаев зафиксированы остатки прически в виде петли, видимо, напущенной на уши); 4) в ушах; 5) прикрепленными к основе головного убора в горизонтальном положении; 6) совместно на висках и около ушей. На наш взгляд, все они могут быть представлены в виде двух основных: 1) на висках; 2) около ушей, в ушах. Вероятно, эти способы ношения колец следует связывать с  двумя различными типами головных уборов. Первый способ предполагает наличие головного убора в виде венчика, повязки, носившейся высоко и значительно открывающей волосы. Во втором случае мог носиться головной убор, закрывающий голову полностью до ушей, вероятно, кокошникообразный.

§2. Характеристика комплекса шейных, нагрудных и поясных украшений
Наряду с головным убором центральное место в древнем костюме занимает комплекс нагрудных и шейных украшений и застежек. Для оформления верхней части костюма использовались различные предметы и приемы: вышивка, окантовка, ношение ожерелий из бус, шейных гривен и разнообразных привесок. Бусы являются наиболее часто используемым нагрудным украшением (в 72% погребений). Выявляются несколько вариантов составления ожерелий из бус. Во-первых, принцип монохромности, когда низки составлены из бус одного цвета. Иногда в составе низок бусы одного цвета группируются. Во-вторых, принцип чередования разнородных бус. Среди реконструируемых ожерелий встречены как достаточно длинные, обвивающие шею полностью, так и короткие, состоящие из меньшего количества бус. Длина таких низок не всегда достаточна для самостоятельного ношения, поэтому можно предположить, что такие ожерелья были разъемными, завязывались вокруг шеи, задняя часть их могла оставаться  без бус. Такое украшение напоминает ожерелок - женское нагрудное украшение XIX-XX вв. Короткие ожерелья могли также нашиваться на верхний край одежды.
Во всех курганных группах выделяется группа погребений с малым количеством бус (по 1-4 штуки), которые располагаются, как правило, под нижней челюстью. Вместе с ними в отдельных погребениях найдены остатки ткани. Это дает возможность говорить об их нашивании на ворот и использовании в качестве пуговиц.
Распределение предметов по плечевой, нагрудной и поясной зонам в погребениях в определенной степени отражает покрой и конструкцию женского погребального костюма. По материалам верхневолжских погребений можно изложить следующие наблюдения. Прослеживаются разные способы оформления ворота одежды глухого покроя. Вертикальное расположение 1-5 бусин и пуговиц, иногда бубенчиков, на наш взгляд, соответствует небольшому разрезу по горловине, в центре или слева. Разрез мог оформляться воротником-стойкой, обшивкой, или оставался без воротника и обшивки. По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распространилась косоворотка (Г.С.Маслова). Воротники с асимметричной застежкой реконструируются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя второй половины XI - начала XII вв. (М.А.Сабурова, А.К.Елкина). Подобное оформление выреза горловины наблюдается по материалам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. В остальных случаях, где подобной закономерности в расположении пуговиц не наблюдается, вероятно, наличие широкого выреза горловины, не требовавшего разреза и застежки, но не исключая и уже описанного с разрезом. Присутствие такой детали, как ворот, или обшивка горловины, функционально связано, прежде всего, с необходимостью собирать полотнища рубахи у ворота. Можно предположить, что здесь проявились усложнения в крое рубахи, увеличение ее объема в верхней части за счет вставок - поликов.
О характере кроя одежд свидетельствуют застежки-фибулы, пряжки, а также украшения - цепочки, привески и нашивные бляшки, указывающие на места швов или разрезов одежды, наличие пояса. Помимо рубахи  глухого покроя с разнообразным оформлением выреза горловины, следует предположить также наличие верхнего платья. В ряде случаев зафиксированы  парные украшения на плечах. Вероятно, здесь имела место одежда типа туникообразного "сарафана" глухого покроя, или наплечное покрывало. Такой тип одежды реконструируется по материалам погребений прибалтийских финнов (эстов, веси, на территории Финляндии) и балтов X-XIII вв. В Верхневолжье данные комплексы прослеживаются на территории современного Селижаровского и Ржевского районов Тверской области (курганные группы Большая Коша, Гульцово). Интересно, что в погребениях из Большой Коши парными являются не застежки, а украшения (бубенчики по несколько штук на кольцах). Можно предположить, что в данном случае "сарафан" уже не имел расстегивающихся лямок, потребность в застежках отпала, но традиция носить парные украшения на плечах сохранилась.  В большинстве женских погребений Верхневолжья встречаются непарные украшения на плечах - цепочки с привесками, ножи, сложные привески, косвенно свидетельствующие о характере покроя женской одежды. Вероятно, их ношение на одном плече - результат приспособления к иному, глухому покрою одежды. Так, цепочки с булавками, соединяющие в прибалтийско-финском и балтском костюме края наплечного покрывала или лямки, привешиваются к плечу, принимают вертикальное положение и теряют свое функциональное назначение.
Распашная одежда фиксируется по застежкам, а также нашивным бляшкам и их остаткам, располагающимся вдоль позвоночных костей скелета. По материалам погребений из могильника Плешково-1 реконструируется одежда, застегивавшаяся фибулой в центре груди. Это могла быть как одежда с рукавами, так и наплечное покрывало. Украшения в зоне бедер, пояса и вдоль позвоночника, возможно, фиксируют короткую распашную одежду типа кофты. Этот тип одежды прослеживается на материалах погребений курганной группы Глинники. Аналогии такому типу костюма хорошо представлены в материалах рязано-окских могильников, в частности, Шатрищенского могильника (Т.А.Кравченко). По данным этнографии, короткая верхняя одежда была характерна для уральских и поволжских финнов - удмуртов, мордвы-эрзи, а также русского населения центральных и южных губерний России  (Рязанской, Самарской, Тульской, Тамбовской и др.) .
 Возможно, что расположение привесок в нагрудной и поясной зонах фиксирует наличие поясного и/или плечевого вариантов одежды. Этот аспект изучения расположения вещей в погребениях является особенно важным и интересным, так как позволяет изучить конструкцию и представить общий силуэт женского костюма. Поясные комплексы женского костюма зафиксированы в 25% комплексов. Они сосредоточены в восточных районах рассматриваемой территории (курганные группы Заборье, Глинники, Пекуново-2, Плешково-1), а также на территории Селижаровского и Ржевского районов Тверского области. К поясу подвешивались ножи  и сложные привески. Кроме пояса возможна реконструкция поясной одежды типа юбки или поневы. Конечно, сложно установить особенности кроя этой одежды, но о ее присутствии в отдельных случаях можно говорить с достаточной степенью достоверности, как, например, в погребении 109 из Избрижья (см. § 2).
 
 §3. Характеристика комплекса наручных украшений
 Комплекс наручных украшений включает в себя, браслеты (26% от общего числа с деталями костюма) и перстни (38,6%), а также нашивные украшения - бляшки, пронизки, привески. В основном прослеживается способ ношения по 1-му браслету, причем в большинстве случаев на левой руке. Зафиксированы также случаи украшения обеих рук (11% погребений с браслетами). Интересно отметить, что на обеих руках, как правило,  находятся
однотипные, "парные" браслеты. Факты дают возможность предположить, что в таких случаях браслеты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Зафиксировано использование перстней в качестве привесок (Плешково-1, Пекуново-2, Ягодино).
 
 §4. Детали покроя древнерусской женской погребальной одежды
Подводя итог изложенным наблюдениям, можно выделить следующие типы конструкции женской одежды Верхневолжья: 1) глухая и распашная; 2) с поясом и без пояса; 3) плечевая (рубаха, верхнее платье, кофта) и поясная (юбка, понева); 4) короткая и длинная (до бедра, до щиколотки); 5) с широким  вырезом и с разрезом по горловине, воротником или обшивкой.

Глава 4. Комплекс мужского погребального костюма Верхневолжья X-XIII вв.

§1. Характеристика мужских погребений и деталей костюма в них
Основную часть инвентаря мужских погребений (рассмотрено 280 погребений) составляют орудия труда, застежки и украшения. Следует отметить, что, по сравнению с женским костюмом, мужской характеризуется меньшим количеством и разнообразием деталей. В то же время, анализ расположения вещей в погребениях показал, что орудия труда - ножи, кресала, огнива, точильные камни, железные стержни, остатки тканых и кожаных кошельков - также могли входить в состав костюма, привешиваться к поясу. Включение в состав погребального костюма орудий труда и предметов быта составляет одну из наиболее заметных особенностей мужского костюма, расширяя возможности его реконструкции. Элементы костюма были встречены в 71% мужских погребений. 29% погребений не имеют остатков костюма, большая часть из них являются безинвентарными. Выявлены следующие детали мужского костюма: 1) поясной набор, состоящий из пряжек, поясных колец, наременных украшений - бляшек, а также включающий предметы быта и орудия труда, привешенные к поясу; 2) сама одежда, фиксирующаяся по находкам застежек (фибул и пуговиц), украшений (привесок), фрагментов овчинных шуб и ткани; 3) украшения рук (браслеты  и перстни); 4) обувь; 5) серьги; 6) головной убор.

§2. Поясной набор
Встречено небольшое количество наборных поясов, для которых нужно отметить, в целом, скромность их состава (пряжки, от 1 до 5 нашивных бляшек или поясных колец, а также привешенные к поясу орудия труда и предметы быта). Находки этих поясов сопрягаются с торговым инвентарем (весы, кошельки с монетами), а также с оружием, деревянной посудой и особым обрядом погребения в целом. Такие погребения зафиксированы в могильниках Дуденево, Избрижье, Березовецком, Суходол, Большая Коша, Плешково-1, то есть на всей изучаемой территории, и, прежде всего, в крупных курганных группах. Следует предположить, что подобные пояса принадлежали  людям, имевшим особый социальный статус, игравшим особую роль в жизни сельской общины. Обычно же число поясных деталей ограничивается поясной пряжкой и подвешенным на поясе ножом. Материалы верхневолжских погребений отчетливо показывают утилитарную функцию пояса в средневековье. Пояс - это своеобразный карман, к которому подвешиваются разнообразные мелкие вещи: чаще всего это универсальный инструмент - нож (в 62% комплексов мужского костюма), а также предметы для высекания огня (кресало, кремень), и оружие. Прикреплявшиеся к поясу предметы найдены в  65%  мужских погребений с остатками костюма. Материалы Верхневолжья позволяют говорить и о ритуальной роли пояса. Так, об этом говорят случаи необычного положения пояса в погребениях, например, в ногах погребенных, у колен (Избрижье, Березовецкий, Пекуново-2). Такое положение пояса связывается с обычаем "стреноживать" умершего, сделать его неопасным для живых (В.В.Мурашева). Однако, в данных случаях можно связывать такое расположение и с высокой обувью - сапогами с мягким голенищем, стягивающимся у колен  ремешками, или онучами.

§3. Характеристика мужской одежды
Сложным является вопрос о покрое и способах ношения одежды, застегивающейся фибулами. В верхневолжских могильниках  встречены варианты расположения фибул как в области  плеча, так и в области пояса. В последнем случае возможна реконструкция накидки, застегивающейся сбоку на поясе и  закрывающей одно плечо, подобной реконструируемой по материалам из могильника Залахтовье на западе Новгородской земли (Н.В.Хвощинская). Такой способ застежки реконструируется по материалам курганных групп Избрижье, Глинники, Плешково-1, Березовецкого могильника, т.е. на всей изучаемой территории Верхневолжья. Возможно, что фибулы могли застегивать как ворот рубахи, так и края накидки (плаща) на плече. Это подтверждает и тот факт, что вместе с фибулами в ряде случаев найдены остатки ткани саржевого переплетения, грубой и плотной, которая вполне подходила для изготовления верхней одежды. Такая одежда зафиксирована лишь в 11% комплексов мужского костюма. Находки фибул в погребениях Верхневолжья сопрягаются с наличием богатого поясного набора, торгового инвентаря, оружия. Такой вид одежды, как плащ, был характерен для особой группы  населения - воинов и купцов, присутствие которых хорошо известно по материалам памятников Восточной и Северной Европы (Т.А.Пушкина), а подобные комплексы Верхневолжья можно рассматривать как отголоски общеевропейской мужской моды, вероятно, свойственной представителям этой прослойки населения.
Наряду с фибулами, о характере покроя мужской одежды свидетельствуют находки пуговиц. Всего в Верхневолжье зафиксировано 6 мужских погребений с металлическими (бронзовыми и биллоновыми) пуговицами в зоне шеи, плеч. Таким образом, подтверждается уже высказанная мысль о формировании традиционной для русского народного костюма рубахи с разрезом по горловине, возможно, "косоворотки".

§4. Характеристика мужской обуви
Остатки обуви в погребениях очень редки (в Верхневолжье - 4 фрагмента)  и не позволяют сделать полную реконструкцию. В то же время, некоторые находки косвенно свидетельствуют о возможных типах обуви, носившихся сельским населением Верхневолжья X-XIII  вв. В ряде мужских погребений в зоне колен найдены металлические кольца, по форме аналогичные поясным, ножи, точильные камни. В этих случаях, на наш взгляд, возможна реконструкция высокой обуви - сапог с мягкими голенищами, стягивавшимися у колен ремнями с кольцами. Такой тип обуви был распространен  у балтов, известен по археологическим материалам древнерусских городов. Высокие сапоги с мягкими голенищами, стягивавшимися ремешками - бахилы - носились в XIX-XX вв. как рабочая обувь, надевались на охоту, рыбную ловлю и вообще на любой промысел. Возможен и другой вариант реконструкции - короткая обувь и обмотки (онучи) вокруг голени, завязывавшиеся под коленом. Подобная обувь известна по материалам могильников Залахтовье, Павлов Погост на западе Новгородской земли, характерна для культуры латгалов XI-XIII вв. Таким образом,  в том и другом случае реконструируется "высокая" обувь.

§5. Украшения мужского погребального костюма
В состав мужского костюма населения Верхневолжья X-XIII вв. входили  также наручные украшения, характерные в основном для женского костюма — браслеты (11%) и перстни (11,4% мужских погребений с остатками костюма). Из мужских украшений можно также отметить  серьги  (найдены в 7 погребениях, 3,8%), представляющие собой колечки диаметром 1-1,5 см, носившиеся мужчинами в одном ухе. Обычай подобного ношения серьги мужчинами зафиксирован в письменных источниках X-XIV вв. и просуществовал до XIX в. В целом следует отметить, что украшения не характерны для мужского костюма древнерусского населения Верхневолжья.

Глава 5. Комплексы погребального костюма Верхневолжья X-XIII вв.

§1. Социально-возрастные особенности комплексов женского и мужского костюма. Соотношение погребального и прижизненного комплексов костюма
Изученные особенности древнерусского погребального костюма Верхневолжья  невозможно рассматривать в отрыве от хронологии погребений, а также зависимости от возраста погребенного. Кроме того, изучение костюма в комплексе с этими данными позволяет рассмотреть вопрос об отличии костюма погребального от носимого при жизни.
Рассматриваемые археологические материалы погребальных памятников Верхневолжья в настоящее время не дают возможности провести полноценный социально-возрастной анализ комплекса погребального женского и мужского костюма, так как не для всех памятников проведены определения возраста и пола погребенных. В большинстве случаев возраст  определяется лишь в рамках двух групп: "ребенок" и "взрослый", имеются такие определения, как "подросток", "пожилой". Наиболее полноценным источником для проведения возрастного анализа является лишь курганная группа Избрижье: 50 женских, 36 мужских, 3 неопределенного пола погребений с определениями возрастов. Эти материалы позволяют выделить  комплексы детского, девичьего и женского костюмов, различия в которых проявляются, прежде всего, в конструкции головных уборов. Для детского комплекса характерно отсутствие височных колец или наличие перстнеобразных височных колец, иногда в одном ухе. Интересно отметить, что в 3-х случаях браслетообразные височные кольца положены в погребения девочек в качестве "погребального дара". Из украшений чаще всего - лишь несколько бусин.  Костюм женщин до 30 лет отличается особой пышностью. Для него характерен головной убор с большим количеством височных колец. Нагрудный комплекс - многосоставный, с привесками, гривнами, несколькими рядами бус. Характерная особенность этого комплекса - наличие наручных украшений, прежде всего перстней, браслетов. Судя по расположению височных колец в этих погребениях (на висках, вертикально), головной убор мог быть открытым, в виде венчика, что характерно для этнографического девичьего убора. По всей видимости, погребальный костюм девушек или молодых женщин, в данном случае, соответствовал также свадебному или праздничному убору, что также хорошо известно по этнографическим данным. В целом костюм девушек и молодых женщин выделяется среди детских и принадлежавших женщинам среднего и старшего возраста, прежде всего, характером головного убора, а также общим количеством украшений. Костюм старух сходен с детским в том, что в нем также мало украшений, однако обязательным является наличие височных колец - по 1-2 штуки. По их расположению у нижней челюсти, ушных отверстий реконструируется закрытый головной убор.
Большинство погребений мальчиков вообще не содержит деталей костюма. В отличие от костюма взрослых, для детского характерно отсутствие пояса и предметов, носимых на нем. Следует отметить, что по малочисленности деталей погребальные костюмы девочек и мальчиков сходны. Особо выделяются в группе младшего возраста костюмы подростков. Эти комплексы содержат поясные наборы, включающие пряжки, поясные кольца, подвешенные к поясу ножи, оселки. Вероятно, подростки были захоронены в одежде, характерной для взрослых мужчин. У многих народов юношу, переходившего в разряд взрослых воинов, опоясывали боевым поясом, на котором носили оружие. В данном случае - поясом с металлическими украшениями, на котором подвешен универсальный инструментарий. По-видимому, обряд погребения подростков включал в себя и переход в другую социально-возрастную категорию, что должен был отражать погребальный костюм. Характерным элементом костюма взрослого мужчины является пояс (73% мужских погребений Избрижья), имевший как утилитарную, так и знаковую функцию, отмечая принадлежность человека к категории взрослых мужчин. Среди комплексов мужского костюма выделяется группа многосоставных, включающих поясные пряжки и кольца с орудиями труда, торговым инвентарем, наручные украшения, фибулы. В Избрижье такие комплексы характерны для погребений мужчин разных возрастов: 20-30, 35-45, 50-60 лет. Следовательно, отмеченные составляющие костюма не являются, по всей видимости, отражением возрастных особенностей захороненного человека. Это дает возможность предположить, что мужской костюм в большей степени отражал социально-профессиональную принадлежность человека, в соответствии с положением мужчины в обществе в целом.
Выделение детского, девичьего и женского комплексов, костюма взрослого мужчины позволяет обратиться к вопросу о соотношении погребального и прижизненного костюмов. В научной литературе уже ставилась проблема отличия погребальной одежды от прижизненной (Б.А.Рыбаков, М.А.Сабурова). На основе изучения  археологических и этнографических сведений вырисовывается основная функциональная направленность погребальной одежды - быть знаком пройденного жизненного пути и одновременно обеспечить, согласно представлению о загробном мире, естественное продолжение жизни  человека в нем (М.А.Сабурова, Д.К.Зеленин). Данные, полученные по материалам Верхневолжья, подтверждают адекватность древнерусской погребальной одежды носимой при жизни и ее зависимость от социально-возрастного положения человека.

§ 6. Территориально-хронологические комплексы погребального костюма Верхневолжья X-XIII вв.
Для изучения хронологических изменений в погребальном костюме необходимо было провести работу по определению хронологии погребений Верхневолжья. В настоящее время в археологии имеются разработки по хронологии русских древностей (Б.А.Колчин, В.А.Мальм, В.П.Левашова, Ю.М.Лесман, М.В.Седова и др.), методика датирования древнерусских сельских погребальных памятников (Ю.М.Лесман). В работе учитывались датирующие  вещи, монеты, характер обряда захоронения. В итоге были получены предварительные даты раскопанных древнерусских погребений Верхневолжья. Среди полученных дат можно выделить погребения с верхними датами, погребения с нижними датами, и имеющие узкую и широкую хронологию. Проведение сравнительного анализа и выявление хронологических особенностей комплексов погребального костюма возможно для групп погребений с непересекающимися датами. В связи с этим можно выделить 2 этапа погребений: 1) конец X - середина XI в.; 2) с середины XI в. Верхнюю границу этих погребений можно определить лишь широко - XII-XIII вв. Внутри последнего этапа выделяется группа погребений, датирующихся с середины XI в., и группа погребений с нижней датой - конец XI - начало XII вв. Таким образом, были отобраны для сравнительного анализа женские и мужские погребения выделенных хронологических этапов.
Отмеченное разнообразие деталей, неоднородность состава погребального костюма делает необходимым рассмотрение комплекса погребального костюма населения сопредельных территорий. Прежде всего, это материалы погребальных памятников, расположенных в непосредственной близости к верхнему течению Волги, по ее притокам.  Регион верхнего и среднего течения Мологи и Мсты являлся окраинным участком Новгородской земли. Эта территория была занята финскими племенами, славянское расселение фиксируется на Мсте - с третьей четверти 1 тыс. н.э., на Мологе - с конца 1 тыс.н.э. (И.В.Исланова). Юго-западные участки территории Верхневолжья тяготели к Смоленской земле, где исследованы такие крупные памятники, как Гнездово - поселение и могильник X-XI вв. (Д.А.Авдусин, Т.А.Пушкина), курганные группы XI-XII вв. (Е.А.Шмидт). К югу, в бассейнах рек Сестра, Руза, в верхнем течении р.Клязьмы, расположены курганные могильники, традиционно включаемые исследователями в ареал расселения племени вятичей (Е.И.Горюнова, Т.Н.Никольская, А.В.Юшко и др.). К востоку и юго-востоку от изучаемой территории располагается район расселения финно-угорских племен, прежде всего, мери. В районе Плещеева озера исследованы многочисленные "владимирские" курганы, инвентарь которых определяется исследователями как принадлежавший славянизированному мерянскому населению X - начала XI вв. (А.Е.Леонтьев, Е.А.Рябинин). Пограничное положение территории Верхневолжья, соседство с территориями расселения балтских и финских племен, участвовавших в сложении древнерусской народности, обуславливает необходимость сравнения верхневолжских комплексов с комплексами костюмов балтов, прибалтийских и поволжских финнов.
В результате изучения женских погребений разных хронологических групп можно выделить следующие территориально-хронологические комплексы женского костюма.
Для периода с конца Х до середины XI в. выявляются особые варианты костюмов из Березовецкого и Плешковского I-го могильников. Для Березовецкого могильника характерны головные наборные венчики, обширные нагрудные украшения - гривны, привески-бубенчики. Венчики из бронзовых спиралек и пластинок на берестяной и тканевой основе - "вайнаги" - характерны для памятников латгалов, земгалов, литовцев (В.В.Седов, А.Э. Зариня). Наборные венчики встречены не только памятниках, расположенных вблизи латгальской территории (памятники Псковской, Витебской области), но и в Смоленской области, а также у погоста Стерж, в непосредственной близости с Березовецким могильником (В.В.Седов). Встречены как поясные комплексы, так и варианты ношения привесок на плече. Не прослежено деталей наплечного покрывала (виллайне), входившего в состав прибалтийского костюма. В отдельных случаях венчики найдены совместно с браслетообразными височными кольцами с завязанными концами. Таким образом, описанный комплекс, включающий вещи прибалтийского типа (прежде всего, венчики) позволяет говорить о  балтском компоненте в составе данного населения. Наличие головного убора типа вайнаги, к которому прикрепляются браслетообразные височные кольца с завязанными концами, при отсутствии наплечного покрывала, в сочетании с поясными и плечевыми непарными украшениями, дает основание полагать, что данные комплексы костюма принадлежали населению, которое сочетало славянские черты  с элементами  этнической самобытности балтов. Об этом свидетельствует включение браслетообразных височных колец в состав головного убора с венчиком.
Для погребений курганной группы Плешково-1 характерно обилие шумящих украшений, перстнеобразные височные кольца, косники в виде шнуров с обоймицами, а также нагрудные фибулы, возможно, скреплявшие края верхней распашной одежды или наплечного покрывала. Шумящие украшения представлены, прежде всего, ажурными треугольными подвесками, носившимися на гривне или в ожерелье из бус, перстневидными привесками, разнообразных форм ажурными привесками с подвесками в виде утиных лапок, трапециевидными, колькольчатыми, бубенчиками. Реконструируется поясная одежда или наличие пояса, к которому подвешивались ножи и украшения. Характерно отсутствие браслетообразных височных колец для плешковских погребений этого периода. В то же время присутствуют круглые привески, пластинчатые с расширяющимися концами браслеты. Таким образом, представленный комплекс костюма из Плешково-1 отличают ярко выраженные финно-угорские особенности: значительное число подвесок мерянского типа, поясная одежда. Это сопрягается с обрядом погребения в могильных ямах под курганными насыпями, лепной керамикой. Сходные комплексы женского костюма присутствуют в материалах владимирских курганов (Е.А.Рябинин, К.И.Комаров). Видимо, подобный костюм мог принадлежать представительницам славянизированного мерянского населения, еще сохраняющего свою самобытность.
Для единичных погребений первой половины XI в. курганных групп, расположенных по течению Волги между Березовецким и Плешковским могильниками, характерны браслетообразные височные кольца с завязанными концами, в количестве до 6-7 штук, и ожерелья из бус. В микрорегионе, соответствующем современным Конаковскому и  Кимрскому районам Тверской области, встречены головные уборы, совмещающие перстнеобразные и браслетообразные височные кольца (Глинники).
С середины XI в. в комплексах Березовецкого могильника преобладают   браслетообразные височные кольца. Из этого костюма исчезают венчики. В Плешково-1 также появляются браслетообразные височные кольца, а исчезают нагрудные застежки-фибулы. Ко второму этапу относится основная масса погребений всех остальных курганных групп Верхневолжья. Для них характерен головной убор, включающий браслетообразные завязанные височные кольца в количестве 1-3 с каждой стороны головы. При этом, как уже отмечалось, прослеживается вариант ношения их вертикально вдоль лица, на ремешках или продетыми друг в друга.
Ряд костюмных комплексов этого этапа характеризуются своеобразными чертами, о которых следует сказать особо. Выделяются комплексы костюма из памятников современного Селижаровского,  Ржевского, Старицкого и Калининского районов: курганные группы  Большая Коша, Благовещенье, Горбуново, Избрижье, Кошево. Здесь головной убор состоит из браслетообразных завязанных височных колец, подвешенных вертикально к головному убору с жесткой основой. В погребениях курганных групп Благовещенье, Горбуново найдены сходные нагрудные украшения,  состоящие из монетовидных привесок, расположенных в 2 ряда. В погребениях Большой Коши зафиксирована поясная одежда, парные плечевые украшения. Подобная одежда и характер украшений сходны с женским погребальным костюмом Смоленской земли - например, курганного комплекса Харлапово второй половины XI - XIII вв. (Е.А.Шмидт). Здесь прослежены парные украшения на плечах, элементы распашной и поясной одежды. А.А.Спицын, рассматривая проблему заселения территории Тверского края в древнерусский период, связывал погребальные памятники Ржевского, Зубцовского, Старицкого и Тверского уездов Тверской губернии с потомками смоленских кривичей. На этой территории он выделял курганы XI-XII вв. смоленского типа и XII-XIII вв. - собственно тверские, представлявшие собой переработку смоленских древностей. Данные о женском костюме Верхневолжья сопрягаются с концепцией А.А.Спицына. Интересно отметить, что для Смоленской губернии и юго-западных районов Тверской в XIX - XX вв. характерным был  касталан - сарафан архаичной формы глухого покроя, с широкими лямками, богато украшенной верхней частью, а также поясная одежда - передник, занавеска (Л.Э.Калмыкова). Таким образом, сходство женского погребального костюма Верхневолжья и Смоленской земли свидетельствует о тесных связях этих территорий, возможном проникновении на Верхнюю Волгу  жителей Смоленского Поднепровья.
 Наличие подобного типа одежды - сарафана глухого покроя - просматривается и в памятниках востока и северо-востока изучаемой территории, бассейна р.Мологи. В погребениях могильников Глинники, Сарагожское, Мотыли выявлены комплексы с привесками (бубенчиками), расположенными в одну линию через всю нагрудную зону (И.В.Исланова). Такое украшение, возможно, фиксирует прямой вырез сарафанообразной одежды глухого покроя. Здесь отсутствует имитация застежек и лямок, таким образом, можно предположить, что на данной территории сарафан глухого покроя с цельнокроенными лямками был уже сложившимся устойчивым типом одежды. Подобный сарафан и в XVII - начале ХХ в. был типичным для финно-угорских народов - води, карел, ижоры. Как уже отмечалось, поясные комплексы характерны для комплексов женского костюма востока изучаемой территории Верхневолжья (Заборье, Глинники, Кидомля, Посады). Поясной костюм характерен для  и памятников Мстинско-Моложского междуречья. В Бежицких, Сарагожских, Пестовских курганах костюм включал в себя ножи, подвешенные к поясу. Рассматриваемые комплексы выделяются также значительным числом привесок. Кроме того, в составе головного убора присутствуют перстнеобразные височные кольца, наряду с браслетообразными. По всей видимости, на данной территории во второй половине XI-XIII вв. в костюме сохраняются традиции, свойственные финно-угорскому типу костюма: "сарафан" с металлическими украшениями, поясом, на котором носят ножи.
Особого внимания заслуживает явление "несоответствий" в костюме, когда отдельные вещи утрачивают свое функциональное назначение и используются в качестве декора в составе костюма. Как уже отмечалось, это проявляется в ношении цепочек, которые в прибалтийском и финском костюме горизонтально прикрепляются к парным застежкам, а при ином покрое одежды вертикально подвешиваются к плечу. То же можно отметить и в отношении замены парных фибул или булавок бубенчиками и другими привесками. В целом можно сказать, что, по всей вероятности, замена застежек украшениями свидетельствует о сохранении покроя одежды в целом, но изменениях в некоторых деталях: исчезновении швов, увеличении выреза.
Следует сказать, что особенности состава, количества украшений костюма присущи почти каждому погребальному комплексу. Различия в женском костюме на уровне села были характерны и для России XIX-начала XX вв. - в форме головного убора, цветовом и конструктивном решении костюма, мотивах вышивки и т.д. (Г.С.Маслова). Возможно, и древнерусский период существовало подобное явление, полностью зафиксировать которое по археологическим материалам не представляется возможным.
Еще раз особо следует сказать о комплексах с застежкой по вороту. Такие случаи зафиксированы лишь в 3% погребений первого этапа. Среди погребений второго этапа этот вариант составляет 23%. Эти данные, на наш взгляд,  подтверждают высказанные предположения о формировании типа русской традиционной рубахи глухого покроя с разрезом по горловине, воротом-стойкой и, возможно, поликами.
В хронологической группе, датирующейся с конца XI - начала XII в., увеличивается число погребений без головных украшений и деталей головного убора, прежде всего браслетообразных височных колец. Интересно отметить, что в ряде случаев височные кольца в погребениях есть, но они располагаются на груди или в ногах погребенных, вероятно, положенные как "погребальный дар". Следует отметить концентрацию погребений этой хронологической группы в районе современного Ржевского, Зубцовского, Старицкого и Калининского районов. К сожалению, небольшое число раскопанных погребений этих комплексов не позволяет с достоверностью говорить в целом о хронологии этих памятников, но, вероятно, они являются одними из наиболее поздних на данной территории. Погребальный убор здесь украшен лишь браслетами и перстнями, несколькими бусинами. В этом районе концентрируются также и памятники, где встречены погребения без деталей костюма и безинвентарные. По всей вероятности, с XII в. начинается исчезновение височных колец из состава женского костюма. Вероятно, территориальные особенности продолжали проявляться в тканом головном уборе, что невозможно проследить по археологическим материалам, но особенности головных уборов разных регионов России, зафиксированные в этнографическом костюме, подтверждают это предположение.
Сравнительный анализ мужских погребений разных этапов показал, что на обоих этапах встречаются все рассмотренные комплексы мужского костюма, присущие выделенным социально-возрастным группам: варианты, имеющие детали пояса и носившиеся на поясе предметы, без каких-либо украшений; наиболее многосоставные варианты, включающие плащи, скрепленные фибулами, украшенные бляшками, большим количеством привесок, браслетами и перстнями. Кроме того, отдельно следует сказать о группе мужских  погребений без деталей костюма. Их количество увеличивается к XIII в.  Можно лишь предположить, что сложившийся покрой одежды продолжал существовать, но постепенно исчезают из состава костюма металлические детали. Таким образом, полученные археологические данные подтверждают то, что мужской костюм в меньшей степени, чем женский, отражал этнокультурные особенности населения, мало подвергся хронологическим изменениям и прежде всего соответствовал социально-возрастному статусу человека.

Заключение
В заключении дается общая характеристика особенностей древнерусского погребального костюма, возможностей его реконструкции по археологическим материалам Верхневолжья. Их изучение позволяет уточнить и реконструировать форму отдельных частей женского и мужского костюма, сделать предположения об их покрое. Особенности женского костюма на разных хронологических этапах позволяют говорить, что различия в костюме проявляются, прежде всего, в характере головного убора и украшений. На раннем этапе прослеживаются особые культурные традиции населения на западной и восточной окраинах изучаемой территории Верхневолжья. Во второй  половине XI - XIII вв. эти различия постепенно нивелируются, прежде всего, с распространением головного убора с браслетообразными височными кольцами. На этом этапе различия проявляются в характере покроя одежды и способах ее украшения. Таким образом, территориально-хронологическое распределение комплексов женского погребального костюма позволяет уточнить характер их формирования и  проследить процесс складывания общераспространенного типа женского костюма на территории Верхневолжья, начиная с середины XI в. В ходе этого процесса происходило формирование стандартного для данной территории головного убора с браслетообразными височными кольцами. Кроме того, полученные наблюдения фиксируют изменения в покрое. Возможно, в этот период начинается формирование типа женской рубахи глухого покроя с разрезом по горловине, просуществовавшего до начала ХХ в. Мужской костюм по материалам погребальных памятников Верхневолжья выглядит более однообразно на всех хронологических этапах, и представляется более функционально насыщенным, по сравнению с женским. Сравнение женского и мужского костюма наводит на мысль о роли и соотношении мужчин и женщин в древнерусском сельском обществе в целом. Культурные особенности населения отражались прежде всего в женском костюме, а в мужском они проявлялись в меньшей степени. Мужчина прежде всего являлся производителем материальных благ, осуществлял функцию защиты и связей с соседним населением, что и отражается в составе погребального костюма. Соответственно, можно говорить о социальной роли женщин как носительниц культурных традиций. Подобные выводы подтверждаются и этнографическими материалами. Выделенные локальные и общераспространенные варианты  женского костюма отражают характер заселения Верхневолжья и взаимодействия здесь носителей разных культурных традиций.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. К изучению древнерусского костюма населения Тверского Поволжья. По материалам Избрижского некрополя // Славянский мир: проблемы изучения. Тверь, ТвГУ, 1998. С.17-26.
2. К вопросу о женском костюме древнерусского населения Тверского Поволжья (по материалам погребальных памятников) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Ч.II. Омск-СПб, 1998. С.88-90.
3. К вопросу об одежде древнерусского населения Тверского Поволжья (по материалам Избрижского некрополя) // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 1999. Вып. 3. С.53-59.
4. Мужской костюм древнерусского населения Верхневолжья X-XIII вв. (по материалам погребальных памятников) // Из архива тверских историков. Вып. 2. Тверь, 2000. С.23-32.
5. Погребения со щитковыми кольцами X-XIII вв. на Верхней Волге // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции. Великий Новгород, НовГУ, 2000. С.25-31.
6. Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья // Интеграция археологических и этнографических исследований.  Омск-Нальчик, 2001.
7. Об особенностях костюма древнерусского населения Верхневолжья X-XIII вв. // Тверской археологический сборник. Тверь, 2001. Вып.4. Т.II. С.212-217.

назад
на главную

г Юлия Степанова, 2005

Используются технологии uCoz