Бусы являются наиболее часто используемым видом украшений женского погребального
костюма на территории Верхневолжья в X-XIIIвв. и в наиболее крупных раскопанных
погребальных комплексах встречены в 60-100% женских погребений.
№ | Курганная группа | Кол-во погр. с нагрудными украшениями | % от общего кол-ва погр. с деталями кост. |
1 | Березовецкий могильник | 58 | 90 |
2 | Большая Коша | 10 | 90,9 |
3 | Суходол | 8 | 100 |
4 | Высокино | 9 | 60 |
5 | Избрижье-1 | 50 | 86 |
6 | Плешково-1 | 24 | 85 |
7 | Пекуново-2 | 30 | 82,8 |
8 | Благовещенье | 6 | 85 |
9 | Заборье | 10 | 66,6 |
10 | Глинники | 20 | 74 |
11 | Загорье | 7 | 63,6 |
Бусинный материал является основой для хронологии археологических памятников,
источником для изучения обменов в древнем мире. Разработаны методологические
основы изучения бус, включающие программы описания их конструкций и форм,
химический анализ состава стекла, исследование технологии производства
бус. Таким образом, бусинный материал, как элемент археологического комплекса
женского погребального костюма, является важной частью реконструкции древнерусского
женского костюма в целом.
Основными вопросами, которые встают перед исследователями при изучении
бус в составе костюма, являются реконструкция способов их ношения, выяснение
их назначения. Возможности такого исследования ограничены, так как первоначальное
положение бус изменяется в связи с разрушением органических тканей. Однако
встречаются погребения, различные по своей сохранности, в ряде которых
выявляется определенный порядок в расположении нагрудных украшений, реконструируется
способ их ношения и общий внешний вид. Возможности реконструкции
зависят также от особенностей изучаемых источников - полевой документации,
фиксирующей процесс раскопок, публикаций. Многочисленные мелкие предметы,
в том числе бусы, их скопления, часто изображаются на полевых чертежах
условно, в виде схематических контуров. Место расположения каждой бусины
определенного материала, цвета, размера не всегда указывается. Вместе с
тем, материалы женских погребений с бусами древнерусских могильников Верхневолжья
дают обширный материал для исследований в данном направлении. Документация
раскопок XIX-нач.ХХвв. содержит зарисовки погребений крупным планом, схемы,
достаточно подробные описания расположения вещей. Универсальность, определенное
методическое единство в фиксации и описании погребений, достигнутое
в современной методике полевого исследования, позволяет выявить особенности
расположения бус в погребениях.
При рассмотрении бус как части костюма основное внимание нами было
уделено характеристикам, связанным с их внешним восприятием. Прежде всего,
это цвет и материал изготовления, форма и размер, количество бус.
С учетом этих характеристик, бусинный материал верхневолжских памятников
характеризуется следующими признаками: 1 - золотостеклянные бусы,
2 - серебростеклянные бусы, 3 - золотостеклянные лимонки, 4 - белые стеклянные
бусы, 5 - красные стеклянные бусы, 6 - зеленые стеклянные бусы, 7 - синие
стеклянные бусы, 8 - желтые стеклянные бусы, 9 - черные стеклянные бусы,
10 - полихромные стеклянные бусы, 11 - неопределенного цвета бусы, 12 -
синий бисер, 13 - желтый бисер, 14 - красный бисер, 15 - зеленый бисер,
16 - черный бисер, 17 - белый бисер, 18 - неопределенного цвета бисер,
19 - сердоликовые бусы, 20 - хрустальные бусы, 21 - аметистовые бусы, 22
- янтарные бусы, 23 - аквамариновые бусы, 24 - серебряные бусы, 25 - общее
количество бус.
Было изучено также расположение бус и других нагрудных украшений
в погребениях, их взаимное положение относительно друг друга и остальных
деталей костюма. При изучении данных характеристик рассматривались следующие
аспекты реконструкции ношения бус:
1. Способы комбинации бус в ожерельях по цвету, материалу, размерам.
2. Способы ношения бус (в ожерельях, нашитыми на одежду).
3. Назначение бус (использование в качестве пуговиц, украшений).
В результате проведенного анализа была выявлена группа погребений,
материалы которых дают возможность достоверной реконструкции комплекса
нагрудных украшений (рис.1). В итоге, по перечисленным аспектам реконструкции
нагрудных украшений женского погребального костюма Верхневолжья X-XIII
вв. были получены следующие результаты.
1. Выявляются несколько вариантов составления ожерелий из бус по цвету:
- по принципу монохромности.
В ряде погребений зафиксированы сохранившиеся монохромные низки бус,
ча-ще всего синего, белого, желтого цветов. Такой принцип составления прослеживается
не только для наборов из бус одного типа (например, только из золотостеклянных,
рис.1:1), но и для комплексов, состоящих из разных по цвету и материалу
бус. Вместе могли носиться несколько монохромных низок (рис.1:2). В
ряде погребений четко фиксируются отдельные низки - бусы лежат или
спеклись в 2, 3 ряда. Таким образом, разнородные бусы не смешивались, а
разделялись по отдельным низкам. Такие ожерелья прослежены во всех
могильниках.
Принцип монохромности прослеживается и в составе низок, в которых бусы
одного цвета группируются. Например, небольшое количество красных бус (сердоликовых)
группируется на переднем плане, остальная часть низки составлена из желтых
(золотостеклянных) бус в ожерельи из Избрижья, погребение 65 (рис.1:3).
Такие же случаи выявлены в могильниках Пекуново-2, Березовецкий.
Возможно, что принцип соедине-ния бус одного цвета прослеживается и в случаях,
когда вместе группируются бусы, различные по материалу, оттенку, но близкие
к одному базовому цвету: например, аметистовые, сердоликовые и красные
стеклянные (рис.1:4).
- по принципу чередования разнородных бус.
В этих случаях небольшое количество бус одного цвета могло равномерно
рас-пределяеться в монохромной низке. Так, в могильнике Большая Коша
(погребение 14, рис.1:5) крупные желтые бусины равномерно распределены
между синим бисером. Че-редовались также разнородные бусы (более 2-х разновидностей)
в большом количестве. Такой принцип составления реконструируется на материалах
погребений Избрижья, Пекуново-1 (рис.1:6,7).
Цветовая гамма и распределение бус в ожерелье, очевидно, определялись
количеством бус того или иного материала и цвета.
Особенности цветовых оттенков костюма придают ему особую эстетическую
ценность, а также несут информационный смысл. С учетом того, что задолго
до появления одежды человек раскрашивал себя охрой, мелом, углем и другими
красителями, можно предположить, что цвет в костюме имел особое значение.
Цветовая информация, наряду с информацией о форме, наиболее выразительна
и восприемлема. Комплексный анализ археологических, письменных, фольклорных
источников позволяет составить представление об эстетических, мифологических,
символических сторонах цветовосприятия человека в Древней Руси. Исследования
в области хроматизма говорят о схематичности психологического цветовосприятия
в древности, его предметном характере (1).
Цвет определялся принадлежностью его к тому или иному предмету. Вещевой,
телесный подход к цветности выявлен еще у античных авторов. С другой
стороны, физические тела изменчивы, неопределенны в окраске, в результате
чего одним словом могли определяться различные оттенки. Современный человек,
воспринимая более 10 тысяч оттенков, обозначает около тысячи, из которых
около 30 являются наиболее употребительными. Свидетельства такого цветовосприятия
прослеживаются и на материале древнерусских бусинных украшений. Аметистовые,
сердоликовые, янтарные, красные стеклянные бусы, возможно, определялись
как красные, равномерно распределяясь между остальными бусами или группируясь.
Синий и зеленый бисер объе-динялся в одну низку. С другой стороны, бусы
разделяются по базовым цветам, например, красные, синие, желтые.
Эти цвета используются в ожерельях, причем располагаются группами или симметрично,
чем подчеркивается контрастность, усиливается эмоциональное восприятие.
Смешивание, чередование разноцветных бус приводят к подавлению восприятия
каждого цвета, созданию впечатления пестроты, мозаичности.
Следует отметить, что ожерелья, в которых использовался принцип
составления контрастных монохромных низок, часто носятся самостоятельно,
в них редко включаются привески, особенно монетовидные в больших
количествах.
Особо следует отметить небольшое количество каменных бус, встречающихся
в погребениях. В женских погребениях встречены бусы из полудрагоценных
камней - аметиста, горного хрусталя, аквамарина (как правило, 1-2 бусины
в ожерелье), поделочных камней - сердолика, янтаря (1-8 бусин). Их редкие
находки, центральное положение в ожерельях, а также сведения письменных
источников позволяют предположить, что таким бусам придавалось особое значение.
Письменные источники дают представление об уровне минералогических знаний
в Древней Руси. Минералогические сведения содержатся в Изборнике Святослава,
а также в более поздних источниках: различных травниках, лечебниках, медицинских
сочинениях, появившихся в XVI-XVII вв. и содержащих минералогические разделы
(2).
Согласно этим источникам, почти все камни считались талисманами, защищающими
от неблагоприятных воздействий, оказывающими благоприятное воздействие,
обладающими медицинскими свойствами. Сердоликовые и аметистовые бусы называются
в письменных источниках самыми драгоценными. Редкие находки янтарных бус,
свидетельствующие о торговых связях с Балтийским регионом, также дают возможность
предположить, что эти бусы имели особую ценность. По мнению исследователей,
с помощью термической обработки производилась имитация янтаря под сердолик
(3).
В верхневолжских памятниках встречены янтарные бусы, имитирующие сердоликовые
бипирамидальные. Зафиксировано особое использование янтарных, сердоликовых
бус в костюме - в качестве пуговиц на вороте, что, возможно, также связано
с особыми охранительными свойствами камней.
2. Среди реконструируемых ожерелий встречены как достаточно длинные,
обвивающие шею полностью, в которых количество бусин доходит до 500, так
и состоящие из меньшего количества бус. Длина таких низок не всегда достаточна
для самостоятельного ношения (от 10 до 40 см), поэтому можно предположить,
что такие оже-релья были разъемными, завязывались вокруг шеи, задняя часть
их могла оставаться без украшений. Такое украшение напоминает монисто,
ожерелок - женское нагрудное украшение XIX-XX вв. в виде низок бус, закреплявшихся
на шее полосой ткани или тесьмы, а также украшение в виде куска материи,
которое надевалось отдельно и закреплялось таким же способом (рис.2)
(4).
Оно могло быть фигурным и расшивалось бу-сами, жемчугом, блестками (рис.3).
Зафиксированы также ожерелья, в которых бусы нанизаны на проволочную гривну
(Посады, Плешково).
Короткие ожерелья могли также нашиваться на верхний край одежды. В
связи с этим особый интерес представляют ряд захоронений, которые, вероятно,
сохранили расположение бус, максимально приближенное к изначальному. Изучение
таких погребений дает возможность восстановить геометрический узор из нашитых
бус, украшавший верхнюю часть платья. По материалам погребений из Избрижья
и Большой Коши реконструируется узор из золотостеклянных бус, нашитых в
виде трех кругов (или полукругов), в которые иногда включаются сердоликовые
бусы (рис.1:7). Такая композиция встречается в экземплярах древнерусской
вышивки на воротниках из памятников Псковской, Новгородской, Смоленской,
Ярославской областей, в этнографическом костюме (5).
3. Во всех могильниках выделяется группа погребений с малым количеством
бус - 1-5 шт. Прослеживается закономерность в расположении бус в
этих погребениях. Бусы располагаются, как правило, под нижней челюстью,
что дает возможность говорить об их нашивании на ворот и использовании
в качестве пуговиц. Это могут быть бусины, отличные от остальных в погребении
по материалу, размеру, цвету. В основном, это сердоликовые (бипирамидальные
особенно), стеклянные с пластическим орнаментом и металлические (серебряные)
бусы. Встречены в таком положении также золотостеклянные, янтарные, разноцветные
стеклянные бусы. Такой же характер расположения имеют в ряде погребений
привески-бубенчики и собственно пуговицы. Вместе с бусами в отдельных погребениях
найдены остатки ткани. В таких случаях, на наш взгляд, возможна реконструкция
горловины с вертикальным разрезом спереди и воротником-стойкой, застегивающимся
на пуговицы (рис.4). Воротники-стойки с асимметричной застежкой в женском
костюме реконструируются М.А.Сабуровой и А.К.Елкиной по материалам раскопок
Суздальского некрополя (6).
Бусинные украшения в зоне погребений, соответствующей верхней
части костюма, дополнялись шейными гривнами, привесками, и в совокупности
эти детали формировали общий комплекс нагрудных украшений.
4. Кроме нагрудной зоны, бусы встречаются в головной и плечевой зонах
женских погребений Верхневолжья. Зафиксированы случаи, в которых большое
количество бисера и бусин находится вокруг костей черепа в россыпи. Аналогичные
случаи из-вестны в памятниках Вологодской, Смоленской, Московской областей.
Исследователи связывают такой характер расположения бус с головным платком-покрывалом
(7).
Платки могли также расшиваться бляшками, закрывали голову, плечи и доходили
до середины спины или пояса. Такие платки-покрывала реконструируются по
материалам погребений Березовецкого могильника, курганных групп Пекуново,
Избрижье и др.
Примечания:
1. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма.-СПб,
1997.
2. Макеева И.И. Минералогические сведения в русских памятниках
XVI-XVII вв. // Естественно-научные представления Древней Руси.-М., 1988.-С.141-151.
3. Шаповалов Р.Г. Обработка янтаря в средневековом Новгороде
// Новгород и Новгородская земля. Исто-рия и археология. -Новгород, 1998.-С.113.
4. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм.-СПб,
1998.
5. Фехнер М.В. Древнерусское золотное шитье X-XIII вв. в собрании
Государственного Исторического музея // Средневековые древности Восточной
Европы.-М., 1993.-С.3-21.; Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный
костюм.-СПб, 1998.
6. Сабурова М.А., Елкина А. К. Детали древнерусской одежды
по материалам некрополя г.Суздаля // Материалы по средневековой археологии
северо-восточной Руси. М., 1991. С.53-12.
7. Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам
Вологодской экспедиции) // СА-1974-№2.-С.90,94.
Рисунки
рис.2 |
рис.3 |