Ю.В. Степанова
Бусы в составе женского погребального костюма
Верхневолжья X-XIII вв.

Бусы являются наиболее часто используемым видом украшений женского погребального костюма на территории Верхневолжья в X-XIIIвв. и в наиболее крупных раскопанных погребальных комплексах встречены в 60-100% женских погребений.
 

Курганная группа  Кол-во погр. с нагрудными украшениями   %  от общего кол-ва погр. с деталями кост.
1 Березовецкий могильник 58 90
2 Большая Коша 10 90,9
3 Суходол 8 100
4 Высокино 9 60
5 Избрижье-1 50 86
6 Плешково-1 24 85
7 Пекуново-2 30 82,8
8 Благовещенье 6 85
9 Заборье 10 66,6
10 Глинники 20 74
11 Загорье 7 63,6

Бусинный материал является основой для хронологии археологических памятников, источником для изучения обменов в древнем мире. Разработаны методологические основы изучения бус, включающие программы описания их конструкций и форм, химический анализ состава стекла, исследование технологии производства бус. Таким образом, бусинный материал, как элемент археологического комплекса женского погребального костюма, является важной частью реконструкции древнерусского женского костюма в целом.
Основными вопросами, которые встают перед исследователями при изучении бус в составе костюма, являются реконструкция способов их ношения, выяснение их назначения. Возможности такого исследования ограничены, так как первоначальное положение бус изменяется в связи с разрушением органических тканей. Однако встречаются погребения, различные по своей сохранности, в ряде которых выявляется определенный порядок в расположении нагрудных украшений, реконструируется способ их ношения и общий внешний вид. Возможности реконструкции  зависят также от особенностей изучаемых источников - полевой документации, фиксирующей процесс раскопок, публикаций. Многочисленные мелкие предметы, в том числе бусы, их скопления, часто изображаются на полевых чертежах условно, в виде схематических контуров. Место расположения каждой бусины определенного материала, цвета, размера не всегда указывается. Вместе с тем, материалы женских погребений с бусами древнерусских могильников Верхневолжья дают обширный материал для исследований в данном направлении. Документация раскопок XIX-нач.ХХвв. содержит зарисовки погребений крупным планом, схемы, достаточно подробные описания расположения вещей. Универсальность, определенное методическое единство в фиксации  и описании погребений, достигнутое в современной методике полевого исследования, позволяет выявить особенности расположения бус в погребениях.
При рассмотрении бус как части костюма основное внимание нами было уделено характеристикам, связанным с их внешним восприятием. Прежде всего, это  цвет и материал изготовления, форма и размер, количество бус. С учетом этих характеристик,  бусинный материал верхневолжских памятников характеризуется следующими признаками:  1 - золотостеклянные бусы, 2 - серебростеклянные бусы, 3 - золотостеклянные лимонки, 4 - белые стеклянные бусы, 5 - красные стеклянные бусы, 6 - зеленые стеклянные бусы, 7 - синие стеклянные бусы, 8 - желтые стеклянные бусы, 9 - черные стеклянные бусы, 10 - полихромные стеклянные бусы, 11 - неопределенного цвета бусы, 12 - синий бисер, 13 - желтый бисер, 14 - красный бисер, 15 - зеленый бисер, 16 - черный бисер, 17 - белый бисер, 18 - неопределенного цвета бисер, 19 - сердоликовые бусы, 20 - хрустальные бусы, 21 - аметистовые бусы, 22 - янтарные бусы, 23 - аквамариновые бусы, 24 - серебряные бусы, 25 - общее количество бус.
Было изучено также расположение бус и других нагрудных украшений  в погребениях, их взаимное положение относительно друг друга и  остальных деталей костюма. При изучении данных характеристик рассматривались следующие аспекты реконструкции ношения бус:
1. Способы комбинации бус в ожерельях по цвету, материалу, размерам.
2. Способы ношения бус (в ожерельях, нашитыми на одежду).
3. Назначение бус (использование в качестве пуговиц, украшений).
В результате проведенного анализа была выявлена группа погребений, материалы которых дают возможность достоверной реконструкции комплекса нагрудных украшений (рис.1). В итоге, по перечисленным аспектам реконструкции нагрудных украшений женского погребального костюма Верхневолжья X-XIII вв. были получены следующие результаты.
1. Выявляются несколько вариантов составления ожерелий из бус по цвету:
- по принципу монохромности.
В ряде погребений зафиксированы сохранившиеся монохромные низки бус, ча-ще всего синего, белого, желтого цветов. Такой принцип составления прослеживается не только для наборов из бус одного типа (например, только из золотостеклянных, рис.1:1), но и для комплексов, состоящих из разных по цвету и материалу бус. Вместе могли носиться несколько монохромных низок (рис.1:2). В  ряде погребений четко фиксируются  отдельные низки - бусы лежат или спеклись в 2, 3 ряда. Таким образом, разнородные бусы не смешивались, а разделялись по отдельным низкам. Такие  ожерелья прослежены во всех могильниках.
Принцип монохромности прослеживается и в составе низок, в которых бусы одного цвета группируются. Например, небольшое количество красных бус (сердоликовых) группируется на переднем плане, остальная часть низки составлена из желтых (золотостеклянных) бус  в ожерельи из Избрижья, погребение 65 (рис.1:3). Такие же случаи выявлены в могильниках  Пекуново-2, Березовецкий. Возможно, что принцип соедине-ния бус одного цвета прослеживается и в случаях, когда вместе группируются бусы, различные по материалу, оттенку, но близкие к одному базовому цвету: например,  аметистовые, сердоликовые и красные стеклянные (рис.1:4).
- по принципу чередования разнородных бус.
 В этих случаях небольшое количество бус одного цвета могло равномерно рас-пределяеться в  монохромной низке. Так, в могильнике Большая Коша (погребение 14, рис.1:5) крупные желтые бусины равномерно распределены между синим бисером. Че-редовались также разнородные бусы (более 2-х разновидностей) в большом количестве. Такой принцип составления реконструируется на материалах погребений Избрижья, Пекуново-1 (рис.1:6,7).
Цветовая гамма и распределение бус в ожерелье, очевидно, определялись количеством бус того или иного материала и цвета.
Особенности цветовых оттенков костюма придают ему особую эстетическую ценность, а также несут информационный смысл. С учетом того, что задолго до появления одежды человек раскрашивал себя охрой, мелом, углем и другими красителями, можно предположить, что цвет в костюме имел особое значение. Цветовая информация, наряду с информацией о форме,  наиболее выразительна и восприемлема.  Комплексный анализ археологических, письменных, фольклорных источников позволяет составить представление об эстетических, мифологических, символических сторонах  цветовосприятия человека в Древней Руси. Исследования в области хроматизма говорят о схематичности психологического цветовосприятия в древности, его предметном характере (1).  Цвет определялся принадлежностью его к тому или иному предмету. Вещевой, телесный подход к цветности выявлен еще у античных авторов.  С другой стороны, физические тела изменчивы, неопределенны в окраске, в результате чего одним словом могли определяться различные оттенки. Современный человек, воспринимая более 10 тысяч оттенков, обозначает около тысячи, из которых около 30 являются наиболее употребительными. Свидетельства такого цветовосприятия прослеживаются и на материале древнерусских бусинных украшений. Аметистовые, сердоликовые, янтарные, красные стеклянные бусы, возможно, определялись как красные, равномерно распределяясь между остальными бусами или группируясь. Синий и зеленый бисер объе-динялся в одну низку. С другой стороны, бусы разделяются по базовым цветам, например,  красные, синие, желтые. Эти цвета используются в ожерельях, причем располагаются группами или симметрично, чем подчеркивается контрастность, усиливается эмоциональное восприятие. Смешивание, чередование разноцветных бус приводят  к подавлению восприятия каждого цвета, созданию впечатления пестроты, мозаичности.
 Следует отметить, что ожерелья, в которых использовался принцип составления контрастных монохромных низок, часто носятся самостоятельно, в них редко  включаются привески, особенно монетовидные в больших количествах.
Особо следует отметить небольшое количество каменных бус, встречающихся в погребениях. В женских погребениях встречены бусы из полудрагоценных камней - аметиста, горного хрусталя, аквамарина (как правило, 1-2 бусины в ожерелье), поделочных камней - сердолика, янтаря (1-8 бусин). Их редкие находки, центральное положение в ожерельях, а также сведения письменных источников позволяют предположить, что таким бусам придавалось особое значение. Письменные источники дают представление об уровне минералогических знаний в Древней Руси. Минералогические сведения содержатся в Изборнике Святослава, а также в более поздних источниках: различных травниках, лечебниках, медицинских сочинениях, появившихся в XVI-XVII вв. и содержащих минералогические разделы (2).  Согласно этим источникам, почти все камни считались талисманами, защищающими от неблагоприятных воздействий, оказывающими благоприятное воздействие, обладающими медицинскими свойствами. Сердоликовые и аметистовые бусы называются в письменных источниках самыми драгоценными. Редкие находки янтарных бус, свидетельствующие о торговых связях с Балтийским регионом, также дают возможность предположить, что эти бусы имели особую ценность. По мнению исследователей, с помощью термической обработки производилась имитация янтаря под сердолик (3).  В верхневолжских памятниках встречены янтарные бусы, имитирующие сердоликовые бипирамидальные. Зафиксировано особое использование янтарных, сердоликовых бус в костюме - в качестве пуговиц на вороте, что, возможно, также связано с особыми охранительными свойствами камней.
2.  Среди реконструируемых ожерелий встречены как достаточно длинные, обвивающие шею полностью, в которых количество бусин доходит до 500, так и состоящие из меньшего количества бус. Длина таких низок не всегда достаточна для самостоятельного ношения (от 10 до 40 см), поэтому можно предположить, что такие оже-релья были разъемными, завязывались вокруг шеи, задняя часть их могла оставаться  без украшений. Такое украшение напоминает монисто, ожерелок - женское нагрудное украшение XIX-XX вв. в виде низок бус, закреплявшихся на шее полосой ткани или тесьмы, а также украшение в виде куска материи, которое надевалось отдельно и  закреплялось таким же способом (рис.2) (4).  Оно могло быть фигурным и расшивалось бу-сами, жемчугом, блестками (рис.3). Зафиксированы также ожерелья, в которых бусы нанизаны на проволочную гривну (Посады, Плешково).
Короткие ожерелья могли также нашиваться на верхний край одежды. В связи с этим особый интерес представляют ряд захоронений, которые, вероятно,  сохранили расположение бус, максимально приближенное к изначальному. Изучение таких погребений дает возможность восстановить геометрический узор из нашитых бус, украшавший верхнюю часть платья. По материалам погребений из Избрижья и Большой Коши реконструируется узор из золотостеклянных бус, нашитых в виде трех кругов (или полукругов), в которые иногда включаются сердоликовые бусы (рис.1:7).  Такая композиция встречается в экземплярах древнерусской вышивки на воротниках из памятников Псковской, Новгородской, Смоленской, Ярославской областей, в этнографическом костюме (5).
3. Во всех могильниках выделяется группа погребений с малым количеством бус -  1-5 шт. Прослеживается закономерность в расположении бус в этих погребениях. Бусы располагаются, как правило, под нижней челюстью, что дает возможность говорить об их нашивании на ворот и использовании в качестве пуговиц. Это могут быть бусины, отличные от остальных в погребении по материалу, размеру, цвету. В основном, это  сердоликовые (бипирамидальные особенно), стеклянные с пластическим орнаментом и металлические (серебряные) бусы. Встречены в таком положении также золотостеклянные, янтарные, разноцветные стеклянные бусы. Такой же характер расположения имеют в ряде погребений привески-бубенчики и собственно пуговицы. Вместе с бусами в отдельных погребениях найдены остатки ткани. В таких случаях, на наш взгляд, возможна реконструкция горловины с вертикальным разрезом спереди и воротником-стойкой, застегивающимся на пуговицы (рис.4). Воротники-стойки с асимметричной застежкой в женском костюме реконструируются М.А.Сабуровой и А.К.Елкиной по материалам раскопок Суздальского некрополя (6).
 Бусинные украшения  в зоне погребений, соответствующей верхней части костюма, дополнялись шейными гривнами, привесками, и в совокупности эти детали формировали общий комплекс нагрудных украшений.
4. Кроме нагрудной зоны, бусы встречаются в головной и плечевой зонах женских погребений Верхневолжья. Зафиксированы случаи, в которых большое количество бисера и бусин находится вокруг костей черепа в россыпи. Аналогичные случаи из-вестны в памятниках Вологодской, Смоленской, Московской областей. Исследователи связывают такой характер расположения бус с головным платком-покрывалом (7).  Платки могли также расшиваться бляшками, закрывали голову, плечи и доходили до середины спины или пояса. Такие платки-покрывала реконструируются по материалам погребений Березовецкого могильника, курганных групп Пекуново, Избрижье и др.

Примечания:
  1. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма.-СПб, 1997.
  2. Макеева И.И. Минералогические сведения в русских памятниках XVI-XVII вв. // Естественно-научные представления Древней Руси.-М., 1988.-С.141-151.
  3. Шаповалов Р.Г. Обработка янтаря в средневековом Новгороде // Новгород и Новгородская земля. Исто-рия и археология. -Новгород, 1998.-С.113.
  4. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм.-СПб, 1998.
  5. Фехнер М.В. Древнерусское золотное шитье X-XIII вв. в собрании Государственного Исторического музея // Средневековые древности Восточной Европы.-М., 1993.-С.3-21.; Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм.-СПб, 1998.
  6. Сабурова М.А., Елкина А. К.  Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г.Суздаля // Материалы по средневековой археологии северо-восточной Руси. М., 1991. С.53-12.
  7. Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам Вологодской экспедиции) // СА-1974-№2.-С.90,94.

Рисунки
 
 

рис.2

рис.3

назад

Используются технологии uCoz