Древнерусский костюм по данным
письменных и изобразительных источников



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 Письменные источники, содержащие довольно много названий предметов одежды, не были обойдены вниманием исследователей. В работе М.Г. Рабиновича (1986) основными для изучения древнерусского костюма были в основном письменные источники, а в качестве дополнительных привлекались  археологические материалы. 
Изобразительные источники тоже привлекали внимание исследователей девнерусского костюма. Миниатюры Радзивилловской летописи, традиционно привлекаемые для рассмотрения древнерусской одежды, дают представление только о ее поздних вариантах (XV в.). Они были обстоятельно изучены А.В.Арциховским в специальной работе (Арциховский, 1944). Более ранние материалы характеризуются, прежде всего, малочисленностью. Некоторые из них - изображения на браслетах-наручах, мозаики, буквицы азбуки XIV в., мелкая пластика - также привлекались для рассмотрения вопроса об одежде  в специальных статьях (Арциховский, 1969; Рыбаков, 1967; Рабинович, 1986; Сабурова, 1978, 1997). Для этих работ характерно соотношение изобразительных материалов с этнографическими данными.
В целом можно сказать, что по описаниям в письменных источниках мы можем судить о материале, из которого изготавливалась та или иная одежда, можем судить о ее принадлежности к определенному лицу и даже стоимости. Но в редких случаях мы можем точно представить, как кроился, шился, застегивался, носился  и  в конечном итоге выглядел тот или иной предмет одежды. Эту информацию дают лишь редкие полностью сохранившиеся "археологические" предметы одежды. Помочь в разрешении многих вопросов, касающихся форм древнерусской одежды, истории ее формирования, может комплексное исследование древнерусского костюма на основе письменных, археологических, изобразительных, этнографических  источников.
г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz