Ю.В.Степанова

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОСТЮМА ДРЕВНЕРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
(по материалам погребальных памятников)

Особенность изучения древнерусского костюма по археологическим данным состоит в том, что его мягкие части (текстиль, кожа, мех, войлок, береста и другие органические материалы) имеют плохую сохранность в силу  своего органического происхождения. Даже отдельные фрагменты, не говоря уже о целых экземплярах одежд, являются редкой и поэтому привлекающей особое внимание находкой для археологов.
Нами рассмотрен материал наиболее крупных и полно изученных древнерусских курганных групп Верхневолжья. (Залучье-1, Большая Коша, Струйское-1, Благовещенье, Иворово-1, Избрижье-1, Плешково-1, Пекуново-2). Изучены коллекции Тверского государственного объединенного музея и Музея археологии ТвГУ (материалы могильников Плешково-1, Пекуново-2, Избрижье-1, Благовещенье, Большая Коша), часть материалов изучена по имеющимся публикациям (могильники Березовецкий, Иворово).
 Не смотря на редкость находок органических остатков, в настоящее время исследователями накоплен обширный материал,  разработаны различные методы полевой фиксации и консервации, анализа органических материалов,  имеется большое количество исследований, посвященных ткачеству, в том числе IX-XIII вв. (1,2,3,4). Таким образом, опираясь на имеющийся опыт изучения органических находок, мы постарались не только учесть текстильные остатки костюма в древнерусских погребениях Верхневолжья, но и изучить как можно более полно их информативные возможности.
В результате текстильные остатки костюма были рассмотрены по набору характеристик (таблица № 1), а именно:
- сохранность,
- материал,
- ткацкие характеристики: характер и плотность переплетения, цветовые и красильные характеристики.
В работе использовались данные визуального и химического анализов.
Определение сохранности является первой ступенью учета органических остатков. Для получения наиболее полного объема информации нами были рассмотрены различные степени сохранности текстиля: как фрагменты, так и отпечатки на предметах и полностью деструктированные остатки (тлен). Основную информацию несут, конечно, самостоятельные фрагменты, однако минерализованные отпечатки, как правило, сохраняют характер переплетения (слепок),  их расположение позволяет определить принадлежность к частям костюма.
Выявлены категории тканей по материалу: шерсть, комбинированные, шелковые. Характеристики переплетения разделились на полотняное (простое, усложненное, рогожка), саржевое (простое, ломаная саржа, атлас), тканые на дощечках ленты, плетеные шнуры, бахрома, бубенчики из ниток.
В результате визуального и химического анализов исследованные ткани представляется возможным разделить на следующие 2 группы:
 -  у которых определены цветовые оттенки. Необходимо отметить, что многие фрагменты в настоящее время сохранили окраску или оттенки нитей и узоров. Визуальный анализ позволил определить базовые цвета: красный, синий, желтый.
Кроме того, среди красителей были выявлены индиго, пурпур, марена и группа растительных красителей.
- ткани с неопределенной окраской.
В имеющихся текстильных материалах были выявлены и рассмотрены разновидности декора тканей:
- геометрический ткацкий рисунок (цветной),
- вышивка.
В каждом случае цветовая гамма, орнаментальные мотивы описывались отдельно.
Далее для каждого из этих органических остатков необходимо было учесть его расположение в погребении. В итоге анализа особенностей расположения фрагмент может быть отнесен к отдельным определенным частям одежды (таблица № 2).

Произведенный анализ органических остатков с учетом вышеописанных принципов позволил выявить в 81 (соответственно 21, 2, 3, 24, 3, 2, 3, 1, 22) погребении 106 фрагментов текстиля. Наиболее представительными являются коллекции  органических остатков из Плешково (21 погребение, 34 фрагмента), Избрижье (22 погребения, 24 фрагмента), Березовецкого (27 погребений, 29 фрагментов), т.е. наиболее полно изученных могильников.  В остальных курганных группах органические материалы были найдены в 1-3 погребениях, в количестве от 1 до 5 фрагментов.  Среди них изучено 89 фрагментов, 14 отпечатков текстиля и в 3-х случаях тлен вместе с украшениями.
В большинстве случаев (57) материалом для изготовления ткани была шерсть. Редкими являются находки шелковых тканей (1-2 для каждого памятника). Встречены также остатки комбинированного текстиля, где использовались льняные и шерстяные нити.
Исследование характера переплетения, декора, цвета и красителей дает наиболее интересные результаты. По характеру переплетения  найденные остатки характеризуются следующим образом: 21 фрагмент и 14 отпечатков полотняного переплетения, 17 фрагментов саржевого переплетения, 18 фрагментов тканых лент. Найдены также остатки бахромы в трех случаях и тканых бубенчиков, в 8 -ми - шнуров. Отдельные нити  зафиксированы в 35 случаях.
Интересно отметить, что отпечатки во всех зафиксированных случаях сохранили только полотняный характер переплетения и располагаются, как правило, с внутренней стороны предметов. Саржевое переплетение зафиксировано только у шерстяных и комбинированных тканей. Есть случаи одновременного нахождения саржевых фрагментов и полотняных отпечатков. Текстиль из растительных волокон не встречен, он, как правило, быстро разрушается в почвенной среде и бесследно исчезает. Можно предположить, что отпечатки – это следы ткани из растительных волокон.
В итоге сопоставления данных по различным характеристикам нами были выявлены различные приемы декорирования одежды:

Зафиксированы ткани с цветным тканым узором (рис.1). Нити основы и утка имеют разный цвет и при переплетении образуют геометрический узор.
Привлекают внимание найденные образцы так называемых ажурных тканей. Так, например, в Избрижье это клетчатая ткань (с клетками-просветами). Исследователями древнего текстиля, такими, как М.Н.Левинсон-Нечаева, Л.В.Ефимова,  давно высказано мнение, что первоначально эти ткани были сплошными. В нашем случае этот факт подтверждается, так как минерализованные отпечатки данной ткани сохранили в пустых клетках рисунок полотняного переплетения. Ажурные клетки могли образоваться в результате разрушения растительных волокон, т.е. ткань была комбинированной, а также под действием красителей, например, черного, сильно воздействующего на волокна. В этом случае перед нами остатки одежды с тканым цветным рисунком,  или пестрядь, широко распространенная в народном ткачестве XIX-XX вв. В случае из Избрижья сохранилась клетчатая шерстяная ткань,  имевшая красный цвет. Несохранившиеся клетки, вероятно, имели другой цвет и материал (рис.1:1).
Найдены также фрагменты разноцветной саржи. В результате переплетения красных долевых и желтых основных нитей образовывался рисунок из косых красных полос на желтом фоне (рис. 1:2).
Интересны образцы ломаной саржи (или в елочку и  в ромбы).  «Ломаное» саржевое переплетение  имеет аналогии в  финно-угорских могильниках на широкой территории, как у прибалтийской группы финнов, так и у поволжских финнов и на территории Финляндии. Этот тип тканей определяется исследователями как этнический признак финно-угорского населения (4, с.134).
Одними из наиболее ярких и интересных находок являются остатки тканых разноцветных лент (рис.1:3-7).  Отдельные фрагменты позволяют определить характер их изготовления. Так, в курганах 2, 9(2), 19(1) из могильника Плешково, 109, 43 из Избрижья  найдены фрагменты тканья с разноцветными ткаными узорами.
Геометрический тканый узор имеет зеркальное отображение на изнаночной стороне ленты. Таким образом, мы видим, что это образцы браного ткачества, приемы которого (тканье на дощечках-бральницах) широко представлены в этнографических материалах по костюму и ткачеству и используются в настоящее время (5).
Интересно отметить, что ширина этих лент фиксируется, и она могла быть самой разнообразной. В зависимости от количества дощечек и нитей основы вырабатывались ленты от 1 до 5 и более см шириной. Нахождение лент в погребениях - как правило, в зонах, соответствующих вороту, рукавам, поясу. В тех случаях, где полностью сохранилась ширина ленты, имеется возможность рассмотреть их на предмет крепления к основному крою,  т.е. рассмотреть следы швов или подгибки. В результате анализа этих фрагментов были выявлены различные варианты:
1.  Лента пришивалась к краю одежды, окаймляла ее. Так, например, в экземпляре из Благовещенья тонкая шерстяная ткань отделана узкой тканой тесьмой.
2.  На лентах нет следов шва и подгибки вдоль ленты. В то же время есть экземпляры широкой ленты с многорядным орнаментом, подогнутые 3 раза с узкого края. Возможно, что в данном случае лента могла не только нашиваться на рукав, но одеваться самостоятельно, выполняя функцию браслета. Такой вид отделки известен в этнографии под термином «зарукавья», с XVI в упоминается в письменных источниках  и в XIX в. был распространен в северных губерниях России (4, с.82).

Следующий вид декора - тканые привески (бахрома, шнуры, бубенчики). Плетеные шнуры встречены в большинстве случаев с металлическими обоймицами, в нагрудной зоне погребений, и рассматриваются исследователями как остатки косника. По этнографическим данным, косник является деталью прически и служит для украшения и закрепления волос в косе. В качестве косника может выступать лента, шнур, вплетаемый в косу, концы могут оформляться бубенчиками, бусами. Найдены как мелкие фрагменты косника, так и в одном случае (Плешково) хорошо сохранившийся, вероятно, достаточно полный его фрагмент (рис.2:1). Он имеет 8 шнуров с обоймицами, соединенных в верхней части тканью.
.Интересной находкой являются также тканые разноцветные (сине-красные) бубенчики,  также от головного убора из Плешково (рис.2:2).
Одна из наиболее редких и ярких находок - вышивка. Среди рассмотренных материалов было выявлено два экземпляра древнерусской вышивки (оба из Избрижья).
В обоих случаях это узор, выполненный красными нитями, на фрагментах ткани полотняного переплетения. Один фрагмент происходит из зоны головного убора, другой - из зоны шеи, причем он имеет подогнутый край (2 раза). Возможно, что в этом случае вышивка украшала верхнюю часть платья, ворот.
Красный узор дает возможность рассмотреть два изобразительных мотива:
1.  фрагмент ромба (рис.2:3)
2.  геометризированное изображение летящей птицы (рис.2:4).
Мотив птиц часто встречается в народной вышивке.  Наиболее интересно то, что вышивка выполнена мелким односторонним счетным косым швом. В этнографических материалах встречается редко и на территории Тверского края имеет аналогии в северных уездах  (Весьегонском) и у карельского населения (5, с.129).
 В заключении необходимо отметить, что в дальнейшем анализ всего комплекса костюма с учетом выявленных органических остатков позволит выявить различные варианты, реконструировать форму отдельных частей костюма, в первую очередь женских головных уборов и прически.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество// Очерки по истории древнерусской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ. Вып.43. М., 1967.
2.  Якунина Л.И. Фрагменты тканей из Старой Рязани// КСИИМК, вып.21. М., 1947.
3.  Сабурова М.В.,Елкина А.К. Детали древнерусской одежды по материалам некрополя Суздаля// Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М., 1991.
4.  Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс. н.э. // КСИА, вып.107. М., 1966.
5.  Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995.
6.  Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. СПб, 1998.

Рисунки
 

Рис.1. Фрагменты текстиля из погребений Верхневолжья

 
 
 

Рис.2. Тканые привески и вышивка из погребений Верхневолжья.

назад
 
 
 
 
 
 
 

Используются технологии uCoz