(1) Музей гор. Рязани. № по оп.
245.
(2) Там же, № по оп. 244.
(3) Музей гор. Рязани, № по оп.
224.
(4) Прохоров. Материалы по истории
русских одежд, СПб., 1681, рис. 1.
С. 127.
Второй орнаментальный мотив шитья имеет
аналогию в раскопочных тканях, добытых В. А. Городцовым в той же Старой
Рязани (1) и датируемых им также XII в. (рис. 39—/, 2).
Шитье шелком образцов, открытых А. Л. Монгайтом,
выполнено особым способом, употреблявшимся в древнерусской вышивке: шитье
производи-лось по бересте, подкладывавшейся под ткань, чтобы шитье не коробилось
при стягивании ткани. Кусочки бересты сохранились при доставленных А. Л.
Монгайтом фрагментах шитья.
К образцам золотного шитья относится также фрагмент
полосы, представляющий собою ряд шитых шелком и золотом стилизованных цветов
на ползучем стебле (типа чашечек тюльпанов). Орнамент этот близок к мотиву
фрескового орнамента, находящегося во Владимирском Успенском соборе, на
наружной части его (постройки Андрея Боголюбского). Орнамент этот помещается
на северной стене на обрамлении ниши окна.
Мы уже упоминали о мелких пуговицах бытового
типа, свидетельствующих о том, что фрагменты тканей рязанских раскопок
А. Л. Монгайта относятся именно к одеждам. Размером они близки к величине
средней жемчужины, т. е. они меньше тех пуговиц, которые обычно употреблялись
в быту для застежки верхней одежды. Пуговицы эти могли служить или для
украшения, или для застежки воротника, обшлагов, или какой-нибудь другой
детали одежды. Они с грибообразными шляпками на овальных металлических
петельках (2). Две нашивные бляшки, (3) такой же величины, как и пуговицы,
формы разрезанных пополам шариков, с просверленными для прикрепления отверстиями
на самой бляшке. Такие украшения мелкими бляшками — плащиками — часто встречаются
на древнерусских одеждах.
Из обзора этих старинных драгоценных для нас
по своей древности и редкости фрагментов мы можем вывести следующие заключения:
1) ткани эти принадлежат погребению княжескому (дешевых и рядовых тканей
в этой находке нет); 2) ткани погребения драгоценные привозные, так как
такого рода ткани у нас не выделывались; 3) шитье же шелковое и золотное,
вероятнее всего русское, так как искусство шитья шелком и золотом было
известно у нас на Руси с древних времен и, кроме того, оно составляло одно
из главных занятий женщин высших классов древней Руси; 4) фрагменты эти
можно датировать XII в., судя по аналогии с рязанскими находками В. А.
Городцова, владимирскими — А. Уварова и др.
(1) Раскопки В. А. Городцова, 1926,
траншея 1, погреб № 1, ГИМ.
(2) Музей гор. Рязани, № по оп.
244.
(3) Там же, № по оп. 243.
Рис. 39-1,2. Вышивка на тканях из Старой Рязани.