|
Джильс Флетчер (ок. 1549-1611 гг.)побывал
в России в качестве посла в 1588-89 гг. Задача его посольства (успешно
решенная) - добиться привилегий для Московской компании у царя Федора Ивановича.
По возвращении из России Флетчер написал труд "О государстве Русском",
изданный в Англии в 1591 г. Его сочинение отличается обстоятельностью и
всесторонностью, в том числе подробным описанием внешнего вида и одежды
русских.
О государстве Русском
Глава 28. О домашней жизни и свойствах русского
народа
… Что касается до их телосложения, то они большей
частью роста высокого и очень полны, почитая за красоту бьть толстыми
и дородными и вместе с тем стараясь отпускать и растить длинную и окладистую
бороду.
… Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица,
дятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто
не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не
только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и
дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных
женщин они превращаюся в красивых кукол. От краски морщится кожа, и они
становятся еще безобразнее, когда ее смоют. Одежда их сходна с греческою.
Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или
небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно
богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями.
Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает
в опале у царя. Тогда отращает он юлосы до плеч, закрывая ими лицо, как
можно уродливее и безобразнее. Сверх тафьи носят большую шапку из меха
черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарою или длинною тульею,
которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской
шапки. На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных
камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх рубахи (изукрашенной шитьем,
потому что летом они дома носят ее одну) надевается зипун, или легкая шелковая
одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан,
или узкое застегнете платье с персидским кушаком, на котором вешают ножи
и ложку. Кафтаны шьются обыкновенно из золотой парчи и спускаются до самых
лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи,
подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферязью. Другая
верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный,
с рукавами и во ротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из
дому набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит
из нескольких платьев) так называемая однорядка, похожая на охабень, с
той разницей, что шьется без воротника; она бывает обыкновенно из тонкого
сукна или камлота. Сапоги, которые носят вместо исподнего платья, с заправленными
в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой
сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи.
Со двора они всегда выезжают верхом, хотя бы на самое близкое расстояние,
что соблюдается и боярскими детьми, или дворянами.
Боярские дети, или дворяне, одеваются точно так
же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье
и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое.
Благородные женщины (называемые женами боярскими)
носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нес шлык,
называемый науруса. белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде
головного убора, из золотой парчи), называемую шапкой земскою, с богатою
меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали
унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать
им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами
или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого
белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными
висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают
верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы
с цветны-ми завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят ожерелье,
в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными
камнями. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная,
с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди
большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами,
величиною почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит еще
другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до
половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую
летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих
половина до локтя делается обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь
земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног. На руках
носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих
каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой
цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в
России.
Платье простых дворянских жен отличается только
материей, но покрой один и тот же.
Что касается до мужиков и жен их, то они одеваются
очень бедно: мужчина ходит в однорядке или широком платье, которое спускается
до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна,
с надетою под ним шубою или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой
шапке и в сапогах. У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры. Так
одеваются они зимою. Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи
на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает
красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимою, а летом только
две рубахи (ибо так они их называют), одну на другую, и дома, и выходя
со двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие
также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки. Без серег
серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни
одной русской женщины, ни замужней, ни девицы.
Цит. по: Флетчер Дж. О государстве
русском // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев / Пер. с анг. Н.Белозерской,
Ю.Готье.- Смоленск: Русич, 2003.-С.146-150. |