|
Адам Олеарий - преподаватель Лейпцигского университета,
математик, физик и историк, антиквариус и библиотекарь на службе у герцога
Голштинского.
Дважды участвовал в голштинском посольстве в
Россию: в 1633-34 и в 1635-39 гг. В 1647 г. опубликовал свои записки о
путешествиях в Россию, которые являются одним из самых обстоятельных и
полных сочинений иностранцев о России.
Описание путешествия в Московию и через Московию
в Персию и обратно
О самих русских - в отношении их внешнего вида
и одежды
Мы, прежде всего, рассмотрим внешний быт
московитов, или русских, то есть их наружность, их строении, а также их
одежду, а затем обратимся к внутреннему их быту, то есть - их душевным
свойствам, способностям и нравам. Мужчины у русских, большею частью, рослые,
толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с другими
европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те,
у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. Его царское
величество таких людей из числа купцов назначает обыкновенно для присутствия
при публичных аудиенциях послов, полагая, что этим усилено будет торжественное
величие (приема). Усы у них свисают низко над ртом. Волосы на голове только
их попы или священники носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других
они коротко острижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая
в этом красоту. Однако, как только кто-либо погрешит в чем-нибудь перед
его царским величеством или узнает, что он впал в немилость, он беспорядочно
отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость.
Женщины среднего роста, в общем красиво сложены,
нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так
грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по
лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда
окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки
их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то,
что они от природы красивее, чем их делают румяна) - чтобы вид естественной
красоты не затмевал искусственной.
Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые
же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом
внизу косы красную шелковую кисть.
У детей моложе 10 лет — как девочек, так и мальчиков
- они стригут головы и оставляют только с обеих сторон длинные свисающие
локоны. Чтобы отличить девочек, они продевают им большие серебряные или
медные серьги в уши.
Одежда мужчин у них почти сходна с греческою.
Их сорочки широки, но коротки и еле покрывают седалище; вокруг шеи они
гладки и без складок, а спинная часть от плеч подкроена в виде треугольника
и шита красным шелком. У некоторых из них клинышки под мышками, а также
по сторонам сделаны очень искусно из красной тафты. У богатых вороты сорочек
(которые шириною с добрый большой палец) точно так же, как полоска спереди
(сверху вниз) и места вокруг кистей рук - вышиты пестрым красным шелком,
а то и золотом и жемчугом; в таких случаях ворот выступает под кафтаном;
ворот у них застегивается двумя большими жемчужинами, а также золотыми
и серебряными застежками. Штаны их вверху широки и при помощи особой ленты,
могут по желанию суживаться и расширяться. На сорочку и штаны они надевают
узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен и с длинными
рукавами, которые перед кистью руки собираются в складки; сзади у шеи у
них воротник в четверть локтя длиною и шириною; он снизу бархатный, а у
знатнейших из золотой парчи: выступая над остальными одеждами, он подымается
вверх на затылке. Это одеяние они называют "кафтаном". Поверх кафтана некоторые
носят еще другое одеяние, которое доходит до икр или спускается ниже их
и называется ферязью. Оба эти нижние одеяния приготовляются из каттуна,
киндиака, тафты, дамаста или атласа, как кто в состоянии завести его себе.
Ферязь на бумажной подкладке. Над всем этим у них длинные одеяния, спускающиеся
до ног; таковые они надевают, когда выходят на улицу. Они в большинстве
случаев из сине-фиолетового, коричневого (цвета дубленой кожи) и темно-зеленого
сукна, - иногда также из пестрого дамаста - атласа или золотой парчи.
В таком роде все кафтаны, которые находятся в
сокровищнице Великого князя и во время публичных аудиенций выдаются мужчинам,
заседающим на них, для усиления пышности.
У этих наружных кафтанов сзади на плечах широкие
вороты, спереди, сверху вниз, и с боков прорезы с тесемками, вышитыми золотом,
а иногда и жемчугом; на тесемках же висят длинные кисти. Рукава у них почти
такой же длины, как и кафтаны, но очень узки; их они на руках собирают
во многие складки, так что едва удается просунуть руки; иногда же, идя,
они дают рукавам свисать ниже рук. Некоторые рабы и легкомысленные сорванцы
носят в таких рукавах камни и кистени, что нелегко заметить: нередко, в
особенности ночью, с таким оружием они нападают и убивают людей.
На головы все они надевают шапки. У князей и
бояр или государственных советников во время публичных заседаний надеты
шапки из черного лисьего или собольего меха, длиною с локоть: в остальных
же случаях они носят бархатные шапочки по нашему образцу, подбитые и опушенные
черною лисицею или соболем; впрочем, у них очень не много меху выходит
наружу. С обеих сторон эти шапочки обшиваются золотым или жемчужным шнурком.
У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые
простым мехом.
Большею частью они, подобно полякам, носят короткие,
спереди заостряющиеся сапоги из юфти или персидского сафьяна. О кордуане
они ничего не знают. У женшин, в особенности у девушек, башмаки с очень
высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиною; эти каблуки сзади,
по всему нижнему краю, подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они
не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами ног едва
доходит до земли.
Женские костюмы подобны мужским; лишь верхние
одеяния шире, хотя из того же сукна. У богатых женщин костюмы спереди до
низу окаймлены позументами и другими золотыми шнурами, у иных же украшены
тесемками и кистями, а иногда большими серебряными и оловянными пуговицами.
Рукава вверху не пришиты вполне, так что они могут просовывать руки и давать
рукавам свисать. Однако они не носят кафтанов и - еще того менее - четырехугольных,
поднимающихся на шее воротников. Рукава их сорочек в 6, 8, 10 локтей, -
а если они из светлого каттуна, - то и более еще того длиною, но узки;
надевая их, они их собирают в мелкие складки. На головах у них широкие
и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами,
иногда даже шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом; они надевают
эти шапки так, что волосы гладко свисают вниз на половину лба. У взрослых
девиц на головах бол-шие лисьи шапки.
Раньше немцы, голландцы, французы и другие иностранцы,
желавшие ради службы у великого князя и торговли пребывать и жить у них,
заказывали себе одежды и костюмы наподобие русских; им это приходилось
делать даже поневоле, чтобы не встречать оскорблений словом и действием
со стороны дерзких злоумышленников. Однако год тому назад нынешний патриарх
переменил это обыкновение. Теперь, поэтому, все иностранцы, каких земель
они не будь люди, должны ходить всегда одетые в костюмы своих собственных
стран, чтобы была возможность отличить их от русских.
Цит. по: Олеарий А. Описание путешествия
в Московию // Россия XVII века. Воспоминания иностранцев.-Смоленск: Русич,
2003.-С.257-487. |