|
По сравнению с женским костюмом, мужской характеризуется меньшим количеством
и разнообразием застежек и украшений. В то же время, анализ расположения
вещей в погребениях показал, что орудия труда: ножи, кресала, огнива, точильные
бруски, железные стержни, остатки тканых и кожаных кошельков и т.д. также
могли входить в состав костюма - например, привешиваться к поясу. Включение
в состав погребального костюма орудий труда и предметов быта составляет
одну из наиболее заметных особенностей мужского костюма, не только расширяя
возможности его реконструкции, но и позволяя изучить социально-возрастной
аспект назначения мужского костюма.
Наиболее распространенными среди элементов мужского костюма являются
детали пояса, среди которых наиболее часто встречаемыми являются ножи.
Поясные пряжки встречены в 48%, поясные кольца - в 29% погребений. Остальные
детали костюма встречаются значительно реже. Фибулы, браслеты и перстни
зафиксированы лишь в 11% мужских погребений с остатками костюма. Различные
нашивные украшения, привески, серьги, оселки и кремни, кресала, железные
стержни с кольцом встречаются еще реже. В мужских погребениях зафиксированы
также металлические кольца, ножи, оселки и кремни в области голеней погребенных.
Подобное положение этих вещей выявлено в 10,8% мужских погребений.
Остатки одежды и обуви, представленные тканью, кожей, мехом, войлоком,
найденные в мужских погребениях, немногочисленны: в 13 случаях зафиксированы
остатки поясов (9 - тканых, 4 - кожаных), и с такой же частотой -
фрагменты кожаных и тканых кошельков. В 4-х погребениях сохранились остатки
текстиля от рубах, верхней одежды из овчины и кожаной обуви. Остатки овчины
и их расположение в погребениях позволяют говорить, что верхняя одежда
была надета мехом вовнутрь. На одном из фрагментов, найденных в Плешково-2,
сохранилась нашивная петля из кожаной тесемки. Остатки кожаной обуви очень
фрагментарны и не позволяют сделать ее полную реконструкцию.
Лишь в одном погребении Березовецкого могильника зафиксирован фрагмент
войлочного головного убора, возможно, в форме колпака, подобный изображенным
на древнерусских миниатюрах.
Расположение застежек, украшений, предметов быта, орудий труда и других
разнообразных деталей, входивших в состав мужского погребального костюма
фиксирует несохранившиеся части одежды и позволяет сделать предположение
о ее составе и покрое.
Поясной набор
Наиболее распространенным элементом мужского погребального костюма
является пояс. В целом наличие пояса зафиксировано в 80% погребений с остатками
костюма, предметы поясной гарнитуры - в 60 % мужских погребений с деталями
костюма. Поясные кольца, вероятно, служили для распределения ремней
и подвешивания предметов. Пояс включал в себя и наременные украшения -
орнаментированные нашивные бляшки. В погребении 26 Березовецкого могильника
найден поясной набор, включающий 4 одинаковые наременные бляшки, деталь
наременного наконечника, поясную пряжку; на поясе были подвешены нож и
кошелек с монетами (рис.1).
В целом пояса с разнообразными наременными украшениями в верхневолжских
погребениях довольно редки.
В тех случаях, где отсутствуют предметы поясной гарнитуры, наличие
пояса фиксируют ножи, железные стержни с кольцами, кошельки с монетами,
весами, кресала, оселки, находящиеся в поясной зоне погребений. Материалы
верхневолжских погребений отчетливо демонстрируют утилитарную функцию пояса
в средневековье. Пояс - это своеобразный карман; к нему подвешиваются разнообразные
мелкие вещи: чаще всего это универсальный инструмент - нож, а также предметы
для высекания огня (кресало, кремень), и оружие. Прикреплявшиеся к поясу
предметы найдены в 65% мужских погребений с остатками костюма.
Обязательное ношение пояса для мужчин подтверждается письменными
источниками, его особое значение прослеживается в русских народных обрядах
и ритуалах. Орудия труда, входящие в состав костюма, свидетельствуют о
том, что костюм был призван отражать статус мужчины как основного производителя
материальных благ и охранителя родовых границ — воина, охотника, ремесленника.
Пояс являлся неотъемлимым элементом костюма взрослого мужчины у многих
народов. С ним связаны представления о силе и одновременно защите от вредного
влияния. Пояс имел обрядовое значение, принимая участие, прежде всего,
в "обрядах перехода" (свадьба, похороны).
Характеристика мужской одежды и обуви
О деталях покроя и конструкции, видах мужской одежды свидетельствуют
находки застежек (фибулы и пуговицы), а также органических остатков (текстиля,
кожи и меха). Фибулы встречены, в среднем, в 11% погребений. Их редкие
находки, вероятно, свидетельствуют о том, что эти предметы имели особую
ценность.
Сложным является вопрос о покрое и способах ношения одежды, застегивающейся
фибулами. В верхневолжских м-гильниках встречены варианты расположения
фибул как в области плеча, так и в области пояса. В первом случае
возможна реконструкция накидки (плаща), застегивавшегося фибулой (рис.
2), или ворота рубахи; в последнем - вероятна реконструкция
накидки, застегивающейся сбоку на поясе и закрывающей одно плечо
(рис.3).
вместе с фибулами в ряде случаев найдены остатки ткани саржевого переплетения,
грубой и плотной, которая вполне подходила для изготовления верхней одежды.
Ткань, найденная вместе с фибулами в погребениях 37 и 107(1) из Избрижья
(рис.
2), имела синий цвет.
Наряду с фибулами, о характере покроя мужской одежды свидетельствуют
находки пуговиц. Всего в Верхневолжье зафиксировано 6 мужских погребений
с металлическими (бронзовыми и биллоновыми) пуговицами в зоне шеи и груди.
Встречено по 1-й пуговице на уровне шейных позвонков, и в одном погребении
Березовецкого могильника - 4 бронзовые пуговицы, очевидно, располагавшиеся
вертикально, на шее и груди. Все это позволяет "увидеть" рубаху глухого
покроя с небольшим разрезом горловины, который мог оформляться воротником-стойкой
или узкой полосой ткани или оставался без воротника. Таким образом, можно
высказать предположение, что со второй половины XI в. происходит процесс
формирования традиционной для русского народного костюма рубахи с разрезом
по горловине, возможно, "косоворотки".
К сожалению, отсутствуют материалы, дающие возможность точно восстановить
длину мужской одежды. Здесь можно опираться лишь на данные изобразительных
источников. Одежда длиной до колен была характерна для рядового населения,
воинов, в отличие от долгополой одежды знати, ориентировавшейся на византийские
образцы. Короткая рубаха ремесленников и воинов часто сочетается с высокой
обувью.
Находки обуви в погребениях очень редки (в Верхневолжье - 4 фрагмента)
и не позволяют сделать полную реконструкцию. В то же время, некоторые данные
косвенно свидетельствуют о возможных типах обуви, носившихся сельским населением
Верхневолжья X-XIII вв. В ряде мужских погребений в зоне колен найдены
металлические кольца, по форме аналогичные поясным. В этих случаях, на
наш взгляд, возможна реконструкция высокой обуви - сапог с мягкими голенищами,
стягивавшимися у колен ремнями с кольцами. Такой тип обуви был распространен
у балтов. Известны сапоги с широкими голенищами и по археологическим материалам
древнерусских городов Возможен и другой вариант реконструкции - короткая
обувь и обмотки (онучи) вокруг голени, завязывавшиеся под коленом (рис.4).
О наличии высокой обуви свидетельствует еще одна особенность ряда мужских
погребений - расположение ножей в области голени. Традиция ношения "засапожных"
ножей хорошо известна по этнографическим данным. |