Древнерусский женский погребальный костюм

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Материалы полевой документации раскопок погребальных памятников Верхневолжья X-XIII вв. содержат достаточно подробные описания и изображения погребений и дают широкие информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма древнерусского населения. Наибольшие возможности для реконструкции древнерусского костюма Верхневолжья дают материалы женских погребений, включающие большое количество привесок, бус, пуговиц и других застежек и украшений. Их распределение по зонам в погребении  - верхней (зона шеи, плеч), пояса и рукавов - в определенной степени отражает состав женского погребального костюма, состоявшего из определенных видов одежды, головного убора, обуви, аксессуаров. Сопоставление с данными изобразительных источников и образцами этнографического костюма дает возможность уточнить особенности конструкции древнерусской женской одежды.В соответствии с набором вещей  в погребениях Верхневолжья можно выделить следующие части женского костюма:
 — головной убор, в состав которого входили височные кольца, различные привески, головные венчики, жесткая основа и головные покрывала, представленные фрагментами ткани, кожи и бересты. 
— одежда, представленная остатками ткани и украшениями: гривнами, бусами, привесками, пуговицами, фибулами и другими вещами; в ее составе выделяются отдельные комплексы - нагрудных и поясных деталей;
— украшения рук: браслеты и перстни;
— обувь, представленная фрагментами кожи.

Головной убор
Для раннего этапа выделяются локальные варианты головных уборов в западной и восточной частях Верхневолжья, тяготеющие к балтскому и финно-угорскому типам уборов. В дальнейшем происходит распространение головных уборов с браслетообразными височными кольцами на всей территории Верхневолжья (рис.1). В то же время во второй половине XI в. наблюдается большое разнообразие в головных украшениях. В крупных могильниках присутствуют уборы с различными типами височных колец. 

Одежда
Выделяется группа погребений с малым количеством бус - от 1 до 5 штук.  Бусы располагаются, как правило, под нижней челюстью, на уровне 2-3 шейных позвонков, вертикально, по центру или с левой стороны. Бусы в количестве от 2 до 5 обычно одного типа, чаще всего сердоликовые или металлические. В таком положении зафиксированы также золотостеклянные, стеклянные разноцветные, глиняные бусы, а также привески-бубенчики и пуговицы. Есть также погребения с большим количеством бус, в которых бусины, лежащие в районе нижней челюсти и шейных позвонков, отделяются по своему расположению от остальных бус и отличаются от них размерами, материалом, цветом. Вместе с бусами в отдельных погребениях найдены остатки ткани. Эти наблюдения позволяют предположить, что рассматриваемые бусы использовались в качестве пуговиц и нашивались на ворот одежды. Вертикальное расположение этих бусин, бубенчиков и пуговиц, на наш взгляд, соответствует небольшому разрезу по горловине, в центре или слева. Разрез мог оформляться воротником-стойкой или узкой полосой ткани или оставался без воротника. По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распространилась косоворотка. В то же время, воротники с асимметричной застежкой реконструируются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя второй половины XI - начала XII в. Интересно отметить, что подобное оформление выреза горловины наблюдается по материалам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. Возможно, конструкции женских и мужских рубах в то время не имели больших различий. Это косвенно подтверждает и тот факт, что зафиксирована русская женская "смертная" одежда XIX- начала ХХ в., имевшая древний туникообразный крой, характерный, прежде всего, для мужских русских рубах. Распределение подобных комплексов в верхневолжских памятниках имеет хронологические особенности.  В целом такое явление прослежено  лишь в 3% погребений, датирующихся временем до середины XI в. Среди погребений, датирующихся серединой XI - XII в., их количество возрастает до 31%. . Можно высказать предположение, что в это время происходило формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе и рубахи-"косоворотки".
Рассмотренный вариант оформления горловины является элементом одежды глухого покроя. 

Наручные украшения
В женских погребениях Верхневолжья зафиксированы случаи украшения браслетами обеих рук (11% погребений). Интересно отметить, что встречаются однотипные, "парные" браслеты (например, по 2 бронзовых дротовых). Обращает на себя внимание их небольшой диаметр (5-7 см). Таким образом, они при надевании слегка разгибались и достаточно плотно прилегали к руке. В ряде случаев  с их внутренней стороны найдены остатки текстиля от рукавов. Приведенные факты дают возможность предположить, что в таких случаях браслеты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Рубаха с длинными рукавами, закрывающими кисть руки, просуществовала до начала ХХ в. и была характерна для многих областей России. Вероятно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно связывать с этим типом одежды. 
Носившиеся парно створчатые браслеты-наручи XII-XIII вв., найденные в городах и в составах кладов, связываются Б.А.Рыбаковым с  особым типом русской одежды, которая представляла собой рубаху с очень длинными рукавами. Существование такой одежды в древнерусский период подтверждается изображениями на самих наручах и древнерусских миниатюрах. Эта одежда просуществовала до начала ХХ в.; известны такие рубахи, происходящие из Псковской, Смоленской областей5. Возможно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно также связывать с этим типом одежды. Данные этнографии также свидетельствуют о том, что одежда с длинными рукавами принадлежала лишь немногим женщинам, игравшим особую роль в обрядовой жизни деревни и при исполнении конкретных ритуалов.
В целом же преобладает  "асимметричное" ношение браслетов - на одной руке. Браслеты могли свободно двигаться на руке (их диаметр - 7-10 см) и играли, скорее всего, исключительно декоративную роль в костюме.

Нагрудная и поясная зоны.
Наиболее интересные результаты дает сопоставление нагрудного и поясного комплексов деталей женского костюма. О характере кроя одежд свидетельствуют, прежде всего, застежки - фибулы, пряжки, а также украшения - цепочки, привески и нашивные бляшки, указывающие на места швов или разрезов одежды, наличие пояса. 

* * *
Рассматривая материал верхневолжских женских погребений, можно выделить следующие варианты одежды: 1) с поясом или поясная; 2) плечевая (рубаха, верхнее платье, накидка); 3) глухая и распашная.
1) В целом, поясные комплексы встречены в 25% женских погребений с элементами костюма. Наибольшее их количество отмечено в погребальных комплесках восточной части рассматриваемой территории (курганные группы Заборье, Глинники, Пекуново-1 и 2, Плешково-1 и 2). К поясу подвешивались ножи  и сложные привески (рис.2)
2) Помимо рубахи  глухого покроя, с разнообразным оформлением выреза горловины, следует предположить также наличие верхнего платья. В ряде случаев зафиксированы  парные украшения на плечах. Можно предположить, что здесь имела место одежда типа туникообразного "сарафана" глухого покроя (рис.3) или наплечное покрывало. Такой тип одежды реконструируется по материалам погребений прибалтийских финнов (эстов, веси, на территории Финляндии), балтов X-XIII вв. В Верхневолжье данные комплексы, в основном, прослеживаются на территории современного Селижаровско-Ржевского Поволжья (курганные группы Большая Коша, Гульцово). Интересно, что в погребениях из  Большой Коши парными являются не застежки (булавки с цепочками, фибулы, как у финно-угров и балтов), а украшения (бубенчики по нескольку штук на кольцах). Можно предположить, что в данном случае "сарафан" уже не имел расстегивающихся лямок, потребность в застежках отпала, но традиция носить парные украшения на плечах сохранилась. 
В большинстве женских погребений Верхневолжья  встречаются непарные украшения на плечах - цепочки с привесками, ножи, сложные привески, косвенно свидетельствующие о характере покроя женской одежды. В ходе формирования женского древнерусского костюма в Верхневолжье происходило включение в его состав деталей, характерных для культурных традиций населения соседних территорий. При заимствовании эти детали утрачивали свое  функциональное назначение в связи с иным покроем одежды и использовались в качестве особых украшений. Так, цепочки, соединяющие в прибалтийско-финском, балтском костюме края наплечного покрывала или лямки, привешиваются к плечу, принимают вертикальное положение, к ним прикрепляются другие привески. Такие явления были прослежены и на материалах женских захоронений X-XIII вв. Восточно-Балтийского региона.
3) Распашная одежда фиксируется по застежкам, нашивным бляшкам и их остаткам,  располагающимся вдоль позвоночных костей скелета. Такие погребения сосредоточены в памятниках Волговерховья (могильники Березовецкий, Большая Коша). Как правило, распашной крой сочетается с небольшой длиной одежды (до бедра). Например, в погребениях из Большой Коши зафиксированы следы коррозии бронзы в виде полосы вдоль позвоночника и горизонтально в районе костей таза. Здесь вполне вероятны несколько вариантов реконструкции: 1) наплечная накидка, украшенная по краю бронзовыми нашивками; 2) одежда типа распашной "кофты" длиной до бедра, с обшивкой по бортам и низу; 3) глухая одежда, расшитая бронзовыми украшениями. Распашная одежда фиксируется также по материалам погребений из могильника Плешково-1 (рис.4). Здесь исследованы женские погребения с фибулами в центре нагрудной зоны, которые, вероятно, застегивали края одежды типа наплечного покрывала, что характерно для памятников поволжских финнов.
Следует отметить, что различные  виды одежды сочетаются в верхневолжских погребениях с определенными видами головных уборов. Так, например, для погребального костюма из Плешково-1 (Кимрский район) характерны головные уборы, включающие несколько перстнеобразных колечек, шумящие украшения, поясная одежда и верхняя распашная одежда (возможно, наплечное покрывало), скрепленная фибулой. Для погребального костюма из Березовецкого могильника (Осташковский район) характерны головные уборы, включающие наборные венчики из пластинок и спиралек, иногда головные покрывала, расшитые бисером, в сочетании с одеждой, вероятно, глухого покроя, без поясных деталей. Для большинства же древнерусских погребений Верхневолжья характерен головной убор с браслетообразными височными кольцами в сочетании с одеждой, в основном, с нагрудными украшениями (ожорельями из бус), без деталей пояса (рис.5).

г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz