Социально-возрастные комплексы древнерусского погребального костюма
по материалам Верхневолжья

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Материалы этнографии России XVIII-XX вв. показывают, что каждой из социально-возрастных групп населения был присущ свой тип костюма. Крестьянский костюм являлся отражением положения человека в семье и одновременно являлся свидетельством его достатка. Исследователями-этнографами отмечалось, что каждая возрастная группа занимала особое место в создании материальных благ, что отражалось в ношении определенного вида одежды. Переход из одной группы в другую сопровождался определенными обрядами, в которых также принимал участие определенный вид костюма. 
Деление общества на поколения прослеживается с глубокой древности, соответственно, отражение его в костюме, сохранившееся до XX века, по мнению исследователей, было характерно и для периода Древней Руси.
Рассматриваемые археологические материалы погребальных памятников Верхневолжья в настоящее время не дают возможности провести полноценный социально-возрастной анализ комплекса погребального женского и мужского костюма, так как не для всех памятников проведены определения возраста и пола погребенных. В большинстве случаев возраст  определяется лишь в рамках двух групп: "ребенок" и "взрослый". Для отдельных погребений имеются такие определения, как "подросток", "пожилой". Наиболее полноценным источником для проведения возрастного анализа является лишь могильник Избрижье (Калининский р-н Тверской области). 
Женский костюм
Можно сказать, что костюму девочек, вероятно, уделялось меньше внимания, чем внешнему виду взрослых женщин. Для детского комплекса характерно или отсутствие височных колец, или перстнеобразные височные кольца, иногда в одном ухе. Интересно отметить, что в трех случаях браслетообразные височные кольца не входят в состав костюма - они положены умершим девочкам в ноги, на груди, вероятно, в качестве "погребального дара". Из украшений детского платья чаще всего присутствует лишь несколько бусин. 
Костюм женщин до 30 лет отличается особой пышностью. Для него характерен головной убор с большим количеством височных колец. Нагрудный комплекс - многосоставный, с привесками, гривнами, несколькими рядами бус. Характерная особенность этого комплекса - наличие наручных украшений, прежде всего перстней, браслетов. Судя по расположению височных колец в этих погребениях (на висках, вертикально), головной убор мог быть открытым, в виде венчика, что характерно для этнографического девичьего убора. По всей видимости, погребальный костюм девушек или молодых женщин, в данном случае, соответствовал также свадебному или праздничному убору, что также хорошо известно по этнографическим данным. В целом костюм девушек и молодых женщин выделяется среди детских и принадлежавших женщинам среднего и старшего возраста, прежде всего, характером головного убора, а также общим количеством украшений.
Костюм старух сходен с детским в том, что в нем также мало украшений, однако обязательным является наличие височных колец - браслетообразных по 1-2 штуки. Есть варианты совместного нахождения браслетообразных и перстнеобразных, бусинных колец в погребениях. 
 

Типы женского погребального костюма (по материалам Избрижья)
1 - костюм девочек; 2 - костюм девушек и молодых женщин (до 30 лет); 3 - костюм старух.

Мужской костюм
Большинство погребений мальчиков вообще не содержит инвентаря. В отличие от костюма взрослых, для детского костюма характерно отсутствие пояса и предметов, носимых на нем. Следует отметить, что по малочисленности деталей погребальные костюмы девочек и мальчиков сходны. Особо выделяются в группе младшего возраста костюмы подростков. Некоторые комплексы из подростковых погребений Избрижья содержали поясные наборы, включавшие пряжки, поясные кольца, подвешенные к поясу ножи, оселки. Такой характер погребального костюма свидетельствует о том, что подростки были захоронены в праздничной одежде, характерной для взрослых мужчин. У многих народов юношу, переходившего в разряд взрослых воинов, опоясывали боевым поясом, на котором носили оружие. По-видимому, обряд погребения подростков включал в себя переход в другую социально-возрастную категорию, что должено было отражаться в костюме. Это подтверждает взаимосвязь погребального костюма с возрастом человека, хорошо известную по этнографическим данным. 
Наиболее характерным элементом мужского костюма является пояс (зафиксирован в 80% мужских погребений Верхневолжья), имевший как утилитарную, так и знаковую функцию, отмечая принадлежность человека к категории взрослых мужчин. Среди комплексов мужского костюма выделяется группа многосоставных, включающих поясные пряжки и кольца с орудиями труда, торговым инвентарем, наручные украшения, фибулы. В Избрижье такие комплексы характерны для погребений мужчин разных возрастов. Таким образом, отмеченные составляющие костюма являются, по всей видимости, отражением социального ранга захороненного человека. Как уже отмечалось, в погребениях с данными комплексами костюма на территории Верхневолжья найден инвентарь, свойственный так называемым дружинным курганам: оружие (топоры, наконечники стрел, копий), деревянные чаши-братчины, торговый инвентарь (весы, гирьки, монеты). Вероятно, этот вариант костюма в первую очередь выполнял репрезентативные функции. Металлические детали костюма выступали в качестве обозначения особого социального статуса и имущественного положения его владельца, выделяя его из рядового населения. Таким образом, мужской костюм, по всей видимости, в большей степени отражал социально-профессиональную принадлежность человека, в соответствии с положением мужчины в обществе в целом. Представленные наблюдения позволяют предположить, что костюм мужчины отражал, прежде всего, профессионально-имущественные характеристики человека и в меньшей степени зависел от возраста. Костюм женщины, напротив, определялся, вероятно, в первую очередь, возрастными показателями.
Выделение детского, девичьего и женского комплексов, костюма взрослого мужчины позволяет обратиться к проблеме соотношения погребального и прижизненного костюмов. В научной литературе уже ставилась проблема отличия погребальной одежды от прижизненной (Рыбаков, 1949; Сабурова, 1988). На основе изучения  археологических и этнографических сведений вырисовывается основная функциональная направленность погребальной одежды - быть знаком пройденного жизненного пути и одновременно обеспечить, согласно представлению о загробном мире, естественное продолжение жизни  человека в нем. Соответствие погребальной и прижизненной одежды подтверждается и изображениями на миниатюрах (иллюстрации из Радзивилловской летописи) (Арциховский, 1944). По материалам этнографии XIX-XX вв. выделяются следующие общие положения о том, в чем хоронили (Маслова, 1984): 1 - одежда свадебная, праздничная; 2 - одежда, заранее или заново сшитая; 3 - одежда, которую человек носил перед смертью. Погребальные одежды соответствовали социальному и семейному положению человека. Незамужнюю девушку хоронили в наряде невесты, замужнюю женщину - в праздничной, старуху - в более скромной, соответствовавшей тому наряду, в котором она умерла. Существование подобного обычая в древней Руси подтверждается данными   археологических источников. По материалам некрополей городов Суздаля, Чернигова были выделены украшения головного убора, характерные для девочек, девушек-невест, замужних молодых и пожилых женщин (Сабурова, 1988. С.269, 270; Рыбаков, 1959. С.54-57). По всей видимости, невозможно полностью проводить соответствие погребальной и прижизненной одежды, т.к. погребальный обряд представляет собой сложную систему, которая гораздо шире, чем погребальный костюм. В то же время, данные, полученные по материалам Верхневолжья, подтверждают зависимость древнерусской погребальной одежды от социально-возрастного положения человека, и ее близость к соответствующей ритуальной прижизненной одежде.

г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz