Исследования костюма на основе археологических данных
  • библиография

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Для отдаленных периодов истории  и там, где данные письменных и изобразительных источников недостаточны, археологические источники являются основными для исследования. В то же время особенностью многих работ по истории древнего костюма является комплексный подход, с применением всех видов источников. Выводы этнографов и историков ретроспективно применяются на археологических материалах. Так, авторы коллективной монографии "Древняя одежда народов Восточной Европы" представили системную характеристи-ку костюма, в которую входят описание материала одежды, ее покроя, орнамента, важнейших предметов одежды, комплекса сельского и городского костюма, его функций в семье и обществе (Волкайте-Куликаускене, 1986; Зариня, 1986; Лаул, 1986; Рабинович, 1986). Авторами использовался широкий круг источников - археологических, этнографических, изображения, описания в средневековых литературных произведениях, актах и других памятниках письменности. Обширный круг изобразительных и археологических источников послужил основой для реконструкции костюма населения евразийских степей в эпоху средневековья, костюма скифов  и т.д. (Акишев, 1978; Равдоникас, 1990; Черненко, 1968, и др.). 
Многие исследователи (см. ниже) занимались изучением костюма и его отдельных деталей по материалам  средневековых памятников на территории Восточной Европы. Следует отметить также, что значительную часть  в круге славянских древностей составляют  детали костюма - в основном, украшения. Таким образом, работа по изучению комплекса древнерусского костюма неразрывно связана с изучением в целом средневековых древностей. Рассматривая эти работы, можно выделить следующие общие проблемы изучения древнего костюма по археологическим данным: 
1. Проблема выделения комплексов костюма. Исследователями костюма основное место отводилось изучению погребальных памятников и погребениям, совершенным по обряду ингумации, как основным источникам для реконструкции костюма. Набор инвентаря в погребении, сохранившийся "in situ", позволяет рассматривать украшения и застежки как части единого комплекса. Поэтому значительное число работ по этой тематике посвящено непосредственно реконструкции костюма, анализу расположение предметов в конкретных погребениях. М.А.Сабуровой были разработаны методы реконструкции древнерусских головных уборов, рассмотрены возможности реконструкции костюма по материалам древнерусских погребальных памятников (Сабурова, 1974, 1975, 1978, 1988). Реконструкции костюмов, их отдельных элементов по материалам погребений были предложены М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, Н.В. Хвощинской, Р.Ф. Ворониной, Т.А. Кравченко, Н.В. Тухтиной  (Воронина, 1973; Кравченко, 1974; Сабурова, 1974, 1988; Сабурова, Елкина, 1991; Хвощинская, 1984, 1993; Тухтина, 1997). По материалам верхневолжских погребальных памятников реконструкции костюма проводились Ф.Х. Арслановой, И.В. Ислановой, (Арсланова, 1994; Исла-нова, 1988, 1996). Хорошая сохранность погребений позволила И.А. Дашковой, А.Н. Хохлову и А.С. Дворникову реконструировать женский головной убор по материалам курганной группы Суходол на территории Верхневолжья (Дашкова, Двор-ников, Хохлов, 1993). Изучая материалы погребений на ши-рокой территории, ряд исследователей отмечали разнообразие комплексов погребального костюма. Так, И.В.Ислановой на материалах Мстинско-Моложского междуречья, Е.А.Рябининым и Н.В.Хвощинской - по материалам северо-Запада Новгородской земли, были выделены несколько комплексов женского костюма, отражающие пути формирования костюма и  разноэтничный характер населения этих территорий в древнерусское время (Исланова, 1996; Рябинин, Хвощинская, 1980).
2. Всеми исследователями отмечалось, что возможности реконструкции костюма по данным погребений ограничены в силу плохой сохранности органических материалов и отсутствия остатков одежды, достаточных для реконструкции ее покроя. В связи с этим в работах поднимались такие вопросы, как: 1) привлечение данных этнографии,  письменных и изобразительных источников для исследования древнего костюма, разработка методов полевых исследований, 2) привлечение естественно-научных методов для изучения остатков костюма. 
Неоспоримым является факт, что археологические данные по Древней Руси и данные этнографических источников  XVIII-XX вв. разделяются значительным хронологическим периодом, вследствие чего прямые аналогии, в особенности при реконструкции отдельных экземпляров костюма, неправомерны. В то же время, при выделении отдельных видов одежды исследователями привлекаются разработанные этнографами типологии костюма (Гринкова, 1936; Зеленин, 1991; Маслова, 1987). Так, в работах М.А. Сабуровой, В.В. Седова на материалах конкретных памятников были произведены сопоставления с данными этнографии (Сабурова, 1988; Седов, 1994). Полученные выводы свидетельствуют о правомерности этих сопоставлений. Таким образом, при изучении и реконструкции древнего костюма необходимо знание реликтовой одежды, ее типологии и закономерностей формирования. Это позволяет уточнить и подтвердить полученные выводы о ви-дах костюма, их культурной интерпретации и хронологии.
В связи с разработкой методов полевых исследований, привлечения естественно-научных методов для изучения остатков костюма особый интерес представляют исследования прибалтийских и западноевропейских авторов, посвященные костюму населения Прибалтики и Северной Европы в эпоху средневековья.  В погребальных памятниках Севера Европы хорошую сохранность имеют не только застежки и украшения из металла, но и органические материалы. Их тщательная фиксация позволила с большой достоверностью реконструировать средневековый костюм, включая покрой одежды и ее отдельных частей (Волкайте-Куликаускене, 1986; Вяшкявичуте, 1982; Зариня, 1975, 1986; Лаул, 1986; Урбанавичене, 1988; Geijer, 1938; H?gg, 1983; Lehtosalo-Hilander, 1982, 1985). 
Широкий круг работ посвящен  отдельным категориям вещей, разработке хронологии этих древностей, исследованию технологии, морфологии. Эти работы являются особенно важными в связи с решением проблемы хронологии древнерусского костюма. 
4. В отдельную группу можно выделить работы, посвященные реконструкциям отдельных элементов костюма по данным археологии. Так, способы  ношения отдельных предметов в  составе костюма были реконструированы Б.А. Рыбаковым (Рыбаков, 1959), Н.В. Жилиной исследовались конструктивные особенности и способы ношения древнерусского женского металлического убора по материалам кладов (Жилина, 1997, 2001). А.В. Курбатовым с привлечением широких материалов Западной и Северной Европы были рассмотрены виды древнерусской обуви, ее развитие и связь с европейской средневековой модой (Курбатов, 1996).
г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz