Ян Янсен Стрюйс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ян Янсен Стрюйс (Jans Janszoon Strauss) - голландский мореплаватель, путешественник. В 1668-69 гг. совершил путешествие по России. 

Глава пятая.
О произведениях, употребляемых москвитянами в пищу. 
Об их правах, одежде и браках.
...Москвитянин надевает на себя два или три очень широких полукафтанья. Из них первое шьется обыкновенно из зеленого, темного фиолетового или красного сукна. Оно открыто с боков и спереди, где с одной и другой соороны идут рядами большие пуговицы; нашиты они и вокруг шеи с большим отложным воротником, как в наших бурнусах, manteaux. Полукафтанье, заменяющее собою камзол, имеет стоячий воротник в четыре или пять дюймов и сшито наподобие иезуитского: рукава очень узки и вдвое длиннее руки, так что для того, чтобы освободить кисть руки, нужно образовать десять или двадцать складок. такие рукава опускаются иногда сами собою, причем очень трудно сохранить рукав всегда чистым. Это неудобство сопровождается другим более важным, которое состоит в том, что плуты кладут в лишнюю часть этих рукавов камни и куски железа и свинца, чем убивают того, кто думает, что у них деньги. Под эту одежду надевается третья, называемая кафтаном; он уже двух первых и шьется из материи несколько менее толстой. Хотя все эти три части одежды очень широки, но русский, по небрежности или по привычке, не носит пояса, почему, может быть, он и зябнет скорее, чего не было бв в том случае, если бы одежда прилегала к телу. Стежки на вороте рубахи у простого народа прошиты простым шелком, которым также прострачивают некоторые узоры на спине. На рубахе боярина вышиты в этих местах узоры серебром и жемчугом, с мелкими алмазами. Головной убор их неодинаков: летом - серая шапка, а зимою сия последняя - с подбивкой более или менее богатой, смотря по знатности. Женская одежда почти не отличается от мужской; она также длинна и сшита из материи, соответствующей положению особ. Головной убор тоже такой; на волосы, развевающиеся, как у мужчин, надевается шапка. От мужчин отличаешь девушек только по тому, что они без бороды, да кожа на лице у них не так груба. У девушек старше 10 лет волосы позади головы завязаны вокруг. У девочек ранее 10 лет волосы подстригаются, как у мальчиков, исключая локонов, которые оставляют у них с каждой стороны так ловко, что не знаешь, какого пола (подросток), пока не взглянешь на уши, в которые у девочек, подобно серьгам, вдевают большие кольца. Мужики одеваются так, как в Ливонии: летом в простой холст, а зимою в овчинный тулуп; обувь из лыка, ecorse d'arbre. Хотя женщины обыкновенно очень белы, и кожа на лице у них очень гладкая, все-таки они почти все румянятся или вернее натираются аляповато белилами и приглашают для этого белильщиц, как у нас уборщиц волос.
... Что касается обрядов на свадьбах у вельмож, то вот те, которые соблюдаются чаще всего. Выбирают с одной и сдругой стороны по одной женщине, называемой свахой, suvacha, которая заведует всем необходимым. В нень свадьбы сваха невесты, сопровождаемая 50 или 60 слугами, более или менее, смотря по ее знатности, одетыми в кафтаны или нижнее платье, составляющее их ливрею, несущими на головах все необходимое при обряде, как бы со свитой, идет в дом жениха, где она убирает комнату и ложе для новобрачных. (...) Когда все как следует приготовлено, жених, в сопровождении своих родных и священника, отправляется в дом невесты. Здесь вводят его в комнату, где накрыт стол, и на нем стоят три сорта различных кушаньев, к которым, однако ж, он не прикасается. (...) Пока они сидит, посылают за невестой, которая входит с распущенными волосами, наряженная в самые лучшие одежды и с красной тафтой на голове, два конца которой поддерживаются двумя дружками. В таком виде сажают ее возле жениха. Один из ее дружек помещается между ними, чтобы жених не видел ее, не зная, красива ли она или дурна. Потом сваха молодой заплетает волосы. Она складывает их вокруг головы, на которую кладет венок, усеянный жемчугом и драгоценными каменьями, из которых часть спускается на грудь в вид букета. Ее одежда шелковая, либо золотного, или серебряного сукна; складки, replis, ее вышиты; каблуки так высоки, что она не сделала бы шагу, не опираясь на двух особ. Одевши невесту, наряжают и жениха.
... Со дня брака жену живут почти в заключении; они лишены всякой свободы. Обыкновенное их занятие - шитье, вышиванье и тому подобные работы в отдаленной комнате, из которой они лишь весьма редко выходят. Когда муж пирует, жена, нарядившись во все, что есть у нее лучшего, не забывая нарумяниться, идет сама наливать водку. В церковь, иногда же на прогулку, в сопровождении множества холопов, отправляются они в экипаже: летом - в карете, а зимою - в санях.
Кроме этих случаев, они одеваются просто и почти вовсе не появляются.

Глава седьмая.
Вера москвитян. Одежда и браки духовных лиц. 
Верования относительно крещения. Образ приобщения и исповеди.
(Март 1669 г.)
... Все служители церкви носят рясу и длинный плащ, и в этом отношении не отличаются от римского духовенства. Только первые ходят постоянно с посохом в руках; сей последний есть род железа, употребляемого исключительно ими. А на голову надевают очень широкую шапку, такого же черного цвета, как ряса и плащ, дно которой похоже на дно тока, т.е. шапки со сборами. Священники носят под этой шапкой скуфью, calote, возлагаемую им на голову архиереем при посвящении в иереи. Ее надевают на бритую голову, но с этого времени запускают волосы, подобно мирянам. Скуфья представляет  собой роковой предмет; потому что, если кто-нибудь, толкнув священника, или во время драки, собьет ее, то его присуждают к наказанию, от которого он может избавиться в том только случае, когда заплатит большую сумму денег. 
 Цит. по: Путешествие по России голландца Стрюйса // Тверская старина.-2004.-№ 25.-С.105-142.

г Юлия Степанова, 2005
Используются технологии uCoz