|
Костюм - это ансамбль, комплекс, в центре которого
находится человек. Этот комплекс объединяет одежду, обувь, а также
дополнительные предметы для оформления как одежды, так и частей тела, или
аксессуаров, а также косметику, прическу, грим, и несет определенную утилитарно-эстетическую
функцию. Под одеждой понимается набор отдельных разновидностей покровов
для тела (платье, рубаха, чулки и т.д.). Таким образом, археология имеет
дело в первую очередь с остатками, соответствующими более широкому понятию
- костюму, комплексу его деталей, представленному, как правило, аксессуарами.
В этом содержатся как преимущества археологических источников по истории
одежды и костюма, так и трудность, связанная с их изучением. Недолговечная
основа внешнего убранства, ее формы практически отсутствуют, сама одежда,
"фон", на который накладываются аксессуары, как правило, исчезает.
Костюм традиционно рассматривается исследователями в двух основных аспектах: функциональном и знаковом (Калмыкова, 1981; 1995; Маслова, 1951, 1987; Мерцалова, 1993 и др.). Именно полный комплекс одежды и других деталей костюма зависит от условий, продиктованных практическими целями, и включает оттенки символического значения. Покров создавался человеком для защиты тела от воздействия окружающей среды: холода, зноя, атмосферных явлений, помогал ему в адаптации к внешним условиям. Однако уже на ранних стадиях развития общества человеком были предприняты попытки обозначить самого себя, придумать знаки, дающие представление о нем и его действиях. Окраска тела, нанесение на него знаков, татуировка, особая прическа соответствовали психологическому облику людей, их мировоззрению. Таким образом, одежда и аксессуары появились одновременно, и если функциональная сторона костюма, его подчинение конкретным условиям проявляется в одежде, то отдельные элементы ее оформления, определенный набор аксессуаров были призваны соответствовать существующим в обществе особенностям мировоззрения, поведения, сложившейся традиции. Здесь решающую роль играло удобство не практического ношения, а восприятия костюма самим собой и другими людьми. Традиционный костюм не представляет собой чегото статичного, застывшего. В процессе его складывания на протяжении веков сказывались изменения быта, социальной структуры, взаимосвязи и влияния различных народов. Большинство таких изменений оставили след в комплексе народного костюма в целом (появление новых элементов) или в различных компонентах (материале, покрое, орнаментах) и использовании (манера ношения). Все это делает народный костюм важнейшим источником для изучения происхождения народа, его этнического и социального развития, его исторической судьбы, культурных связей и контактов. |